Posted 26 мая 2018, 16:32
Published 26 мая 2018, 16:32
Modified 7 марта, 16:53
Updated 7 марта, 16:53
Зам. главы муниципалитета Александр Хренов выступил в районной газете с опровержением «фейковых сообщений», и в качестве доказательства, что помойка не будет пополняться московским мусором, привел такой пример: «Я лично заинтересован в нормализации экологической ситуации в деревне Заволенье, так как проживаю всего в километре от полигона, мои дети и внуки также находятся рядом, в городе Куровское. Во-вторых, администрация района ежеквартально выделяет деньги для локализации очагов возгораний, которые всю последнюю зиму вспыхивали в теле полигона, распространяя по округе ужасный запах».
Люди видят другое: полигон,официально закрытый два года назад, все это время втихую продолжал принимать мусор. А сейчас на свалку в больших масштабах завозится песок – и это говорит только об одном - началась подготовка к «дозагрузке» полигона с учетом его будущего расширения. Активисты раздобыли и некие «внутренние» документы – так называемую «дорожную карту» - первые поезда из мусоровозов намечено пустить в Заволенье 1 июня, в Международный день защиты детей. «Невозможно представить этот лицемерный сценарий: пока 1 июня маленьким жителям будут говорить льстивые речи о любви к ним и запускать в небо воздушные шары, в это же самое время к домам этих же детей из Москвы пойдут караваны бытовых отходов… Неужели это можно допустить?» – нешуточные переживания окончательно вывели людей из себя. И, по словам, куровской жительницы Людмилы Васильевой, «напугали областные власти».
- Группу наших самых решительных активистов за несколько дней до митинга, пригласил к себе министр природопользования Александр Коган, - рассказала она «НИ». – Сидели больше четырех часов. Мы тут извелись: наверное, ребят уламывают, чтобы отменить митинг. Оказалось, нет. Как итог - предложение СОВМЕСТНОГО участия в разработке регламента по разрешению проблемы экологического бедствия на территории Орехово-Зуевского района. Мы этого добиваемся не первый год. Но обещания – не повод отменять митинг. Наоборот, надо, чтобы как можно больше людей о нем узнали.
Вчера автомобилисты и велосипедисты колесили по всему району, скликая народ на «экологическое вече». Как водится, организаторы предупреждали:только никакой политики! Будем бороться со свалкой – и все.
К политике здесь отношение сложное. К действующему мэру и губернатору у большинства особых претензий нет, да и президента поддерживают, к тому же конфронтация с чиновниками опасна. По словам активиста Дениса Дружинина, Орехово-Зуево — совершенно неполитизированный город. Вопрос спорный. Орехово-Зуево – родина стачки, а боевое прошлое просто так не пропьешь. Год назад здесь показали такой пример мобилизации гражданского общества, каким в последнее время не могут похвастаться и крупные города.
Напомним: свалка в Балашихе, закрытая по указанию президента в июне 2017 года, тут же спровоцировала волнения в Орехово-Зуево. Пока власти решали, куда везти мусор вместо закрытого «Кучино», здесь выстроилась мощная оборона против предполагаемого нового полигона и мусоросжигательного завода. Официальных подтверждений не было, но люди буквально за неделю собрали 43 тысячи подписей» (население города 120 тыс. чел.) против грядущего экоцида, забросали письмами местных чиновников, дошли до СПЧ и администрации президента. Протест оказался настолько мощным, что власти были вынуждены отменить первоначальные планы. Но люди не очень-то этому поверили.
Быть начеку заставляет общая обстановка в области: 22 полигона из 39 закрыты, 17 осталось – как запихать в них сотни тысяч тонн мусора, которые ежедневно производит Москва и Подмосковье? Ясно, что действующие свалки будут перегружаться, а незаконные – расти. Они и растут. К примеру, лишь за прошлую неделю Сотрудники Госадмтехнадзора Московской области выявили 994 новых незаконных свалок объемом более 10 тыс. кубометров. Плюс еще тысячи тех, что навалили по лесам и оврагам в прошлом году…
Под шумок запыхтела и свалка Заволенье, за 60 лет своего существования побившая уже все мусорные рекорды. Она стоит на 60 гектарах в километре от деревне, в трех – от Куровской и еще десятка населенных пунктов. Неожиданно для всех выснилась удивительная вещь: больше полувека свалка официально не существовала, земельный участок под ней не оформлен, а курирующее ее работу муниципальное предприятие «Наш дом» не имело лицензии. По сути, в течение 50 лет на этом месте нелегально шел процесс накопления бытового мусора. Как результат – катастрофическое ухудшение экологическорй ситуации: загрязнение воды, почвы, воздуха. Несмотря на то, что гигантскую свалку в ходе длительных боев между местными жителями и чиновниками два года назад удалось все же закрыть, машины мусора под прикрытием ночи продолжали караваном идти на якобы закрытый полигон.
- После того, как местные активисты стали бить тревогу, власти в принципе признали незаконность свалки, — рассказывал московским СМИ представитель местных активистов Евгений Сорокин. - После большого собрания с местными жителями был даже изменен существовавший ранее проект ее рекультивации, подразумевавший «дозагрузку» в течение определенного периода. Решено было эту «дозугрузку» все-таки исключить и присоединиться к федеральной программе рекультивации подобных объектов. Для решения вопросов с финансированием и выделением бюджетных средств на накрывание полигона пленкой еще весной 2017 года собирали совет депутатов. Вроде бы удалось выпросить 750 миллионов рублей.
И каким оказался результат?
— Летом 2017 года какими-то мизерными порциями кто-то откуда-то завозил песок, полигон слегка присыпали, горение притухло. И все. Присоединились ли власти к той самой федеральной программе — местные жители до сих пор не знают. Статус у этой горы мусора на сегодняшний день совершенно непонятный, она вроде и не брошенная, но в то же время вроде и бесхозная. Так что местные власти от этой проблемы открещиваются. Ранее активно лоббировавшие дозагрузку полигона районные чиновники теперь говорят — а что вы к нам пристаете, мы вообще не понимаем, что это за мусор тут, идите разбирайтесь, с кем хотите. Но с кого теперь спросишь, на полигоне ни души? Может, деньги-то и выделены были на самом деле, но куда они делись — поди разберись. Может, их кто-нибудь и прикарманил, концов не найдешь. Видимо, таким образом нам мстят за то, что мы разрушили чей-то теневой бизнес, настояв на исключении слова «дозугрузка» из проекта рекультивации.
Тем временем свалка продолжает дымить. Глубинное горение никуда не делось, а выбросы газа, аналогичные волоколамским, происходят ежедневно. Хотя обещали эти горы накрыть пленкой, но, скажите, хоть где-нибудь в области накрыли?
«НИ» адресовали этот вопрос пресс-службе Министерства природопользования области. И получили ответ: «Эти вопросы решаются на уровне Федерации. Наша задача — надзорная: не допустить, чтобы какой-то полигон принимал отходы вне мощности и неофициально».
С Заволеньем вопрос в итоге решился так: в 2016 году эксплуатирующая организация оформила лицензию и создала проект рекультивации, который прошел государственную экспертизу. Согласно проекту, полигон будет рекультивирован «с дозагрузкой»: еще несколько лет сюда будут привозить отходы для захоронения. Но – под контролем экологов и общественности, как заверял организаторов митинга министр Коган.
Элеонора Новогорная, инженер-эколог, говорит, что в планах актива — обращаться «во все инстанции»:
— Мы не будем успокаиваться, я каждый день после работы буду ходить и объяснять людям, какой опасности они подвергаются из-за брошенного, по сути бесконтрольного и одного из самых масштабных полигонов Московской области. Здешние места знамениты озерами, хвойными лесами, живописными поймами. Здесь любят отдыхать семьи с детьми, сюда приезжают дачники из столицы. Но несанкционированная свалка, откуда на дома местных жителей плывет то синий туман, то черная гарь, превращает малую родину орехово-зуевцев в место, непригодное для нормальной жизни.
Все тот же неутомимый зам. главы муниципалитета Александр Хренов рассказал землякам, что за малую родину можно не беспокоиться: рекультивация полигона будет произведена по самым современным технологиям и без негативных последствий для окружающей среды. Так, уже в мае — июне нынешнего года начнется первый этап, на выполнение которого правительство Московской области выделяет 50 миллионов рублей: будет выполнена подсыпка грунтом по периметру тела полигона, уложена геомембрана, сформирован противопожарный водоем, локализованы очаги возгорания. Все это, якобы, позволит раз и навсегда рекультивировать проработавший более 60 лет полигон.
И самое главное. Увеличение площади полигона не предусмотрено. Он останется в существующих границах и не будет принимать мусор из Москвы, только свой, муниципальный. Последнему митингующие особенно рады, ведь свое дерьмо пахнет гораздо приятнее, чем чужое.