Недавно состоялся телефонный разговор Шавката Мирзиёева с президентом России Владимиром Путиным. Главы двух стран обсудили укрепление стратегического партнерства и ход реализации договоренностей, подтвердили заинтересованность в дальнейшем укреплении стратегического партнерства и сотрудничества во всех сферах. Кроме того, Мирзиёев поделился с Путиным впечатлениями от своего недавнего официального визита в США.
"Прежняя власть в Узбекистане ориентировалась больше на Запад, а Мирзиёев всеми силами пытается доказать нашу дружбу, дружбу Ташкента и Москвы, - сказал в интервью изданию "Экономика сегодня" член-корреспондент РАЕН, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. - При этом он меняет некоторые аспекты внутренней политики, что не может не нравиться Западу, в этом смысле для Запада он такой узбекский Горбачёв. Надо понимать, что перестройку он делать не собирается и власть отдавать - тоже, но кое-что все равно меняет. Все-таки в Узбекистане все было очень зарегулировано".
Мирзиёев очень рассчитывает на западные инвестиции, но западным рынкам узбекская экономика малоинтересна - страна не может предложить в общем-то ничего такого уж уникального и расположена очень далеко от морских портов. Узбекская продукция на сегодняшний день может быть востребована только в Китае и России, а также других странах бывшего СССР.
"Думаю, что Мирзиёев попытается развивать оба направления - и связи с Россией, и связи с Западом, - продолжает Дмитрий Журавлёв. - Он человек очень прагматичный, даже более прагматичный, чем Каримов, и будет опираться на тех, на кого сможет опереться. Получится с Западом - будет работать с западными партнерами, удастся с нами - будет с нами. Если же повезет работать по двум направлениям, он так и поступит.
Сейчас в стране началась приватизация. То, что сделал Назарбаев в Казахстане 25 лет назад, Мирзиёев будет делать сейчас, и в этом смысле он, конечно, Западу приятен. При этом он не будет с нами ссориться. Вот если после приватизации промышленность Узбекистана начнет давать конкурентоспособные товары, можно будет вернуться к этой теме".
В целом российско-узбекские отношения имеют тенденцию к улучшению: "Вершина наших отношений - узбекско-киргизский кризис, мы тогда поддержали Узбекистан, вот тогда мы были братья навек. С тех пор наши связи не то чтобы ухудшались - скорей, обнулялись. Так что в ближайшие годы неприятных сюрпризов в наших отношениях ждать не приходится. Вот когда узбеки пройдут далеко по казахскому пути - приватизация, привлечение иностранного капитала - вот тогда могут быть сложности".