Posted 3 марта 2018, 13:05
Published 3 марта 2018, 13:05
Modified 7 марта 2024, 16:53
Updated 7 марта 2024, 16:53
"Газпром" приступает к расторжению всех ранее заключенных с Украиной контрактов, - заявил председатель правления компании Алексей Миллер. - Глава "Газпрома" заявил, что на такой шаг его подвигло решение Стокгольмского арбитражного суда. "Газпром", по словам Миллера, категорически против того, чтобы за его счет решались экономические проблемы Украины.
По его словам, речь идет, как о контракте на поставку газа украинским потребителям, так и о договоре на транзит газа в Европу, говорится в сообщении "Газпрома", поступившем в РБК. Решение о начале расторжения контрактов Миллер объяснил тем, что штраф Стокгольмского арбитража нарушил интересы "Газпрома". Позже появилось уточнение, что разрыв контракта не значит немедленного прекращения транзита через Украину.
В 2014 году Украина и Россия перевели газовый спор в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, подав встречные иски. 22 декабря 2017 года Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору Нафтогаза и Газпрома из-за контрактных условий на поставку российского газа. Суд полностью отклонил требования российской корпорации по пункту take or pay (бери или плати) на сумму 56 миллиардов долларов за 2009-2017 годы.
Однако, 28 февраля Стокгольмский арбитраж принял решение по второму иску и обязал Газпром заплатить Нафтогазу 4,6 миллиарда долларов за недостаточный транзит в 2009-2017 годах. В результате взаимозачета по обоим искам счет по итогам судебных тяжб оказался 2,56 миллиарда в пользу Нафтогаза. Также арбитраж обязал Газпром до конца транзитного соглашения в 2019 году прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа в год или платить за недопоставленные объемы.
"Газпром начал "развод" с Украиной, - пишет alex-leshy. - После решения арбитража в Стокгольме шаг более чем закономерный. Напомню для тех, кто не в курсе. Там рассматривался спор двух хозяйствующих субъектов. Газпром выкатил Украине претензию по двум пунктам. Они там малость газа подворовывали, за что надо бы заплатить. И еще они недобрали законтрактованного объема по контракту на условиях "бери или плати". В общем, Нафтагаз должен денег.
В свою очередь, Нафтагаз заявил Газпрому претензию за недовыполнение контрактных обязательств по объему транзита. Мол, обещали прокачать больше, чем вышло по факту. В результате чего Украина недополучила серьезные деньги. Положение в стране тяжелое, каждая копейка на счету. В общем, Газпром должен заплатить транзитную ставку за недопрокачанный газ.
Согласно условию контракта дело рассматривал Арбитраж в Стокгольме. Казалось бы все просто. Условие "бери или плати" зафиксировано в контракте и Украина, при его подписании, на этот пункт согласилась тоже. Так что денег она явно должна. С другой стороны, в контракте прописана только ставка стоимости транзита газа в Европу, но не указан его объем. Тем более, там не утверждалось обязательство по его гарантированной прокачке. Так что претензия Украины юридически не обоснована.Но Арбитраж решает иначе. Украина ничего не должна, так как в стране кризис, промышленность сократилась, из-за чего снизился и спрос на газ, и бюджетные доходы. В общем, бедные они бедные, денег у них нет, Газпром должен войти в их положение и денег не требовать. Несмотря на условия контракта. В то время как заплатить Украине за недопрокачку он таки должен. И не важно, что образовалась она точно по той же причине, в связи с некоторым снижение объемов закупок со стороны европейских потребителей. В том числе в виду попыток ряда европейских органов блокировать продажи Газпрома под прикрытием норм Третьего энергопакета. Все равно, транзитные деньги Украине очень нужны, потому Газпром заплатить обязан.
Отсутствие логики и явная тенденциозность вынесенного решения тут совершенно очевидна. Так что Газпрому продолжать этот контракт смысла уже не имеет. Зима прошла. Основные объемы этого сезона проданы. А там... у европейских потребителей есть варианты. Или покупать российский СПГ с Ямала (всяко сильно дешевле, чем американский) или самим там настучать по репе собственным политикам, которые пытаются мешать прокладке СП-2 и полномасштабной загрузке OPAL. А если в процессе на спотах цены подрастут, так нам с того какая печать? А вот какие перспективы в таком случае ожидают Украину становится вопросом интересным.В 2016 году совокупное потребление газа на Украине выглядело так. Всего потребность страны составила 33,2 млрд м2. Из них бытовые потребности населения - 11,9 млрд.; производство тепла на населения - 5,7 млрд.; производство тепла для промышленности и бюджетных учреждений - 1,6 млрд.; потребление промышленности - 9,9 млрд.; остальное (примерно 4,1 млрд. м3.) расходовалось на нерегулируемом рынке. В то же время собственная добыча газа на Украине составляет порядка 20 млрд. м3, из которых 12,5 млрд. добывает Нафтагаз и еще чуть менее 8 млрд. - разные мелкие частные компании. Итого баланс отрицательный.
Украина ежегодно нуждается в импортных закупках примерно 13 млрд. кубометров голубого топлива.То есть грубо говоря, собственного объема хватит только на что-то одно. Или на бытовые потребности населения плюс тепло для населения и плюс тепло для госучреждений или на промышленные нужды плюс какая-то часть остальных. Судя по всему на внешнюю кредитную помощь Европы или США (или МВФ) Киев уже может не рассчитывать. Банки перестали давать деньги даже по ранее согласованным программам. А тут понадобится еще дополнительно 1,6 млрд. долл.Из этого расклада напрашиваются следующие выводы. Если весна не сильно задержится, то весенне-летний период страна на собственной добыче в целом как-то пережить сумеет. Дефицит конечно возникнет. Те, кто живут на баллонном газе его ощутят первыми и в самой полной мере. Ибо нерегулируемый рынок это в первую очередь именно они. Но в общем, добываемых 20 млрд. кубов покрыть бытовые нужды плюс промышленность (21,8 млрд. м3) худо-бедно хватит. Хотя и не всем. И конечно же при очередном повышении цен. Но в целом без особого негатива пережить можно. Но только до начала следующего отопительного сезона.Ибо с приходом холодов, как ни крути, Киеву придется выбирать, кого снабжать, или население или промышленность. И то и другое одинаково плохо. Основные промышленные потребители газа в стране представлены химической промышленностью (около 45%) и металлургией (примерно 51% совокупного потребления). Обе категории сегодня обеспечивают значительную часть украинского товарного экспорта, а значит являются важными источниками налоговых поступлений в бюджет и рабочих мест, а значит и зарплат, для населения. Если их отключить, то украинский промышленный экспорт сократится по меньшей мере на треть.
Одна лишь металлургия дает 21,2%. Страна также лишится удобрений, что ставит под угрозу урожай 2019 года. А так как половина экспорта Украины формируется сельским хозяйством, то в целом картина складывается не просто мрачная, апокалиптичная. Промышленность встанет. И это зимой, в том смысле, что не факт, что предприятия не разморозит, а значит из вообще можно будет снова запустить после ухода холодов. Для доменных печей дело вообще фатальное. К тому же остановка предприятий оставит без работы примерно 17% трудоспособного населения, если считать не только занятых непосредственно на производстве, а также всех любым образом с этими производствами связанных. Тот же сбор металлолома например. Учитывая и без того тяжелое положение с занятостью в стране, дело имеет все шансы закончиться массовым социальным взрывом. Впрочем, альтернатива, - если газ подать в промышленность вместо домов граждан, - к социальному взрыву ведет тоже. Куда ни кинь, всюду клин".
"Скорость, с которой принято решение о начале процедуры расторжения контрактов, говорит о продуманности этого шага, - пишет Анатолий Несмиян. - Однако проблема в том, что к расторжению теперь представлен не только договор на поставку газа самой Украине, но и транзитный договор, срок которого истекает 31 декабря 2019 года... Примерно через месяц (скорее, к концу апреля с учетом возможных задержек) первая нитка Турецкого потока будет завершена. Примерно полгода уйдет на технологические процедуры, подключение к внутренним турецким магистралям, заполнение технологическим газом - и возможно, что к концу года первая труба "Потока" будет готова к работе.
С этой трубой никакой особой проблемы не было с самого начала, так как она была предназначена для внутренних нужд Турции и фактически была призвана заменить поставки по украинскому маршруту, по которому сейчас Турция получает часть газа из России по Транс-Балканскому участку. Пока Стокгольмский арбитраж рассмотрит иск о расторжении договоров с Украиной, как раз пройдет время, достаточное для переброски "турецких" объемов в Турцию, так что друг Реджеп не пострадает никак. Однако остальные получатели российского газа по этому направлению могут быть ущемлены - Болгария, Румыния в первую очередь. И как получатели, и как транзитеры. Технически возможно через "Голубой поток" и первую нитку "Турецкого" подать дополнительные объемы газа даже сверх нормативных, что возместит его дефицит для Болгарии и Румынии, но уже по реверсивной схеме - не из Украины, а из Турции. С остальными получателями российского газа, которые зависят от транзита через Украину, сложнее: они могут получить "свои" объемы только через маневры по северным маршрутам и (возможно) через то, что останется от новых поставок уже через Турцию. Однако резерв, судя по всему, очень невелик.
Газпром явно готовился к данному решению, так как в последние месяцы прошлого года через Украину шли существенно большие объемы транзита, избыточные даже для зимнего периода. По всей видимости, создавался резерв в подземных хранилищах Европы как раз на этот случай. Однако после того, как транзит газа через Украину будет досрочно прекращен, начнется тот самый шантаж: время начнет работать против европейцев, к тому же прекращение транзита начнется перед новым зимним периодом. Суть шантажа - поставить европейцев перед вынужденным решением дать все необходимые разрешения, касающиеся "Северного потока-2", чтобы с его помощью создать устойчивую схему поставки газа в Европу, минуя Украину. Кроме того, таким образом Кремль хочет получить инструмент давления и на Турцию - но уже со стороны Европы, которая будет вынуждена давить на Эрдогана по поводу второй нитки "Турецкого потока", с которой пока есть весьма непростые сложности: турки очень медленно дают все необходимые разрешения, загоняя Газпром в цейтнот.
Нельзя сказать, что вся эта схема ставит Европу перед катастрофой - имеющихся транзитных мощностей достаточно для нормального газоснабжения, однако делает его менее устойчивым в случае резких температурных скачков будущей зимой... Фактически Кремль бьет по так называемой "евросолидарности"...
Вероятность войны уже в этом году после сегодняшнего решения Газпрома существенно возросла. У нее может быть несколько сценариев - от ограниченного до вполне обширного, однако это будет проявляться несколько позже. Маркерами процесса должно будет стать резкое обострение обстановки на Донбассе и (возможно) в Сирии. Кроме того, стоит ожидать всплесков военной активности на периферии - на Северном Кавказе и Средней Азии. Украина тем не менее остается наиболее вероятным местом первых столкновений, хотя повторюсь - пока в ближайшие несколько месяцев будут идти попытки урегулировать возникшую ситуацию без срыва в военный сценарий"...
"Собственно говоря, то что мы сейчас наблюдаем, - это вполне очевидное "надоело" и "достали", - пишет телеграм-канал Невротик. - "Газпром" не торопится выплачивать Украине 2 с чем-то млрд долларов.В общем, всё по делу и вовремя: весна, вовсю действующий Северный поток – 1, с которого сняты все ограничения.
Попытка европейских партнёров за наш счёт гальванизировать экономическое существование нынешней Украины - зачтена, но потерпит. Главный по газу" в ЕК Шефович уже "с сожалением заявил", что страны Европейского союза не в состоянии обеспечить оперативное увеличение реверсных поставок природного газа на Украину из-за технических трудностей и погодных условий в ЕС... То есть братская Европа во всей этой заварухе заботливо оставляет подшефную Украину один на один со злым "Газпромом".Оно и понятно: Киев политически близок, это да. Но от "Газпрома" теплее.
Как заявил главный коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко, "Мы знаем, что у Газпрома очень много ликвидных активов в Европе, которые мы можем взыскать. Тот же газ газпромовский может быть арестован, который поступает Германию. В Германии ликвидный рынок газа. Мы забираем их газ, продаем на бирже, получаем деньги – всё. Всё настолько легко". "Газпром", пожалуйста, не плати: делайте, что хотите, но очень хочется увидеть, как украинские приставА придут "арестовывать газ" к изумлённым немецким бюргерам"...
"Первое решение – о цене на газ – было принято 22 декабря 2017 года, - пишет Алексей Макаркин. - Оно не вызвало негативной реакции у России. Арбитраж обязал Россию снизить цену на газ, разрешить его реэкспорт, отменить правило "бери или плати" и ограничить поставки примерно 4 млрд кубометров в год (по соглашению, заключенному в премьерство Юлии Тимошенко в 2009 году, было 52 млрд кубометров). За поставленный в 2014-2015 годы газ Украина должна была заплатить России $2,07 млрд.
После этого решения Украина "заложила" в свои расчеты закупку российского газа в марте 2018 года, то есть в конце отопительного сезона. Это позволило бы Украине не отбирать газ из своих подземных хранилищ (ПХГ; там сейчас находится 9,8 млрд кубометров, но по техническим причинам 6 млрд из них использовать нельзя). Российский газ дешевле, чем реэкспортируемый из Словакии и других стран. Кроме того, газовой зависимости от России не возникало – в прошлом году Украина экспортировала 14,5 млрд кубометров газа. Так что украинская сторона перевела России предоплату за газ и ждала поставок с 2 марта.
Второе решение было принято 28 февраля и касалось транзита газа через Украину в Европу. В России ожидали, что оно будет если не в ее пользу, то хотя бы компромиссным. Но арбитраж постановил взыскать с России $4,63 млрд в виде компенсации за недопоставленный газ (поставленный в меньших объемах, чем предписано контрактом) в Европу в 2009-2017 году. Нехитрое арифметическое действие показывает, что Украина должна получить от России "чистыми" $2,56 млрд ($4,63 млрд - $2,07 млрд). У России было три варианта действий. Первый – платить – воспринимался бы как поражение, что для современной российской власти политически и психологически недопустимо. Второй – попробовать оспорить решения арбитража в шведских судах (учитывая аналогичный успех в деле ЮКОСа), но без всякой гарантии на победу. Третий – взорвать ситуацию, отказавшись от согласованных поставок и вернуть переведенные деньги Украине, а также объявив о разрыве существующих контрактов по поставкам газа не в только в Украину, но и через Украину (что не исключает и обращений в шведские суды).
В Украине (как и в России) в настоящее время аномальные холода (ориентировочно до 6 марта). Поэтому страна перешла на режим чрезвычайной ситуации, распустила по домам школьников и студентов. В то же время катастрофы для Украины, скорее всего, не будет – у нее есть газ из ПХГ плюс поставки из Польши. Большие неприятности могут произойти в случае новых аномальных холодов в марте-апреле.
Думается, что в Европе при первых сообщениях из Москвы многие схватились за сердце. Потом отлегло – речь идет не об автоматическом разрыве контрактов, а об обращении в тот же самый Стокгольмский арбитраж, который может выполнить эту процедуру. А может и не выполнить. В любом случае, эта процедура займет не менее полугода, а, скорее, и больше.
Украина может пытаться арестовать имущество "Газпрома" за границей на сумму в $2,56 млрд. Можно вспомнить, как акционерам ЮКОСа не удалось сделать это же с имуществом российского государства. Но тут ситуация сложнее – "Газпром" дипломатическим иммунитетом не обладает. Но и автоматизма тоже не будет – это долгие процедуры.
Россия рассчитывает на то, что во время разбирательств в Стокгольме Европа будет оказывать давление на Украину с целью заставить ее пойти на уступки. Одновременно она – вместе с газовыми компаниями Германии и Австрии – еще более усилит лоббирование "Северного потока-2" как панацеи от российско-украинских споров. В свою очередь, Украина (и США, и противники "Северного потока-2" внутри ЕС) будут обвинять Россию в правовом нигилизме и шантаже, чтобы пролоббировать политическое решение против этого проекта. Битва лоббистов будет продолжаться в ближайшие месяцы".