Значительная потребность россиян в автозапчастях легко объяснима - по информации аналитического агентства «Автостат» на первое января 2018 года в стране насчитывалось около 26 миллионов легковых автомобилей иностранных марок. Самые распространенные - авто японских и корейских брендов, на долю которых в сумме приходится 33%. Автозапчасти российские автолюбители также чаще всего покупают на машины из этих стран: в лидерах - Toyota, Nissan и Hyundai, причем только Toyota занимает седьмую часть емкости рынка – именно этот бренд преобладает над другими иномарками в российском парке. На сегодняшний день рынок автозапчастей оценивается в несколько миллиардов долларов.
В прошлом году эксперты авторынка подсчитали, что за год россияне потратили на запчасти для иномарок 920 миллиардов рублей. Ассоциация компаний интернет-торговли подтверждает высокий спрос на детали - по данным АКИТ категория автозапчастей стабильно занимает третье место в российской e-commerce. Одна из сложностей развития рынка запчастей - логистическая составляющая, ведь среди российских транспортных компаний не так много тех, кто готов предложить общирную географию поставок грузов. Нужное покрытие страны и качество транспортировки могут гарантировать только лидеры рынка. Но более существенная проблема в том, что у транспортных компаний до сих пор практически нет специальных предложений для сегмента перевозки запчастей.
Доставка автомобильных запчастей – один из самых капризных и требовательных в плане скорости и качества доставки сегмент сборных перевозок: запчасти, как правило, нужны срочно, и, понятно, неповрежденные. Регулярные поставки запчастей из Японии, Кореи или с разборок на Дальнем Востоке в магазины и автосервисы по всей стране должны быть и быстрыми, и качественными. Еще один важный момент для успешного бизнеса – необходимость дополнительной прочной упаковки наиболее хрупких грузов, которые могут поцарапаться при перевозке, а то и вовсе разбиться. Условный капот или ветровое стекло в большинстве случаев едут в фуре на тех же условиях, что и другие «пассажиры» - от объёмных комодов до тяжелых станков. Понимая потребности клиентов и находясь в поиске новых драйверов роста, транспортные компании начинают адаптировать продуктовую линейку.
Так, лидер транспортно-логистического рынка «Деловые Линии» (доля рынка сборных грузов – свыше 26%, Infranews), объявил об изменениях в подходе к перевозке запчастей. Компания ввела специальные виды упаковки с усиленными ребрами жесткости для хрупких деталей. Тяжелые агрегаты – как двигатели или трансмиссии - перевозят на паллетах, где груз надежно фиксируют стрейч-лентой и дополнительно защищают удобным для транспортировки деревянным каркасом. Кроме того, компания предоставляет услугу страхования – как сохранности, так и сроков доставки. Также для региона были введены специальные тарифы, акции и скидки на доставку запчастей. Например, для отправителей из Хабаровска и Владивостока на этот сегмент товаров действует скидка до 50% относительно других категорий, а также бесплатный выезд машины, чтобы забрать груз прямо из дома, офиса или со склада клиента.
До недавнего времени рынок автомобильных перевозок Дальнего востока в основном был представлен местными игроками. Но приход федеральных «мейджоров» - значительно изменит расстановку сил, уверены эксперты. В конечном счете, в борьбе за клиента будут побеждать те перевозчики, которые смогут предложить потребителю лучший сервис и гарантию качества, нежели ценовой демпинг.