Posted 30 октября 2017, 08:00
Published 30 октября 2017, 08:00
Modified 8 марта, 01:51
Updated 8 марта, 01:51
Надежда Попова
В район затопления Ту-95 с "красными головками" (на языке военных - атомные бомбы - ред.) несколько дней назад вышло судно гидрографической службы Тихоокеанского флота (ТОФ) "Пегас".
- Судно вышло из Владивостока и последовало в залив Терпения, - рассказал редакции Вячеслав Федорченко, который в недалеком прошлом возглавлял Сахалинский филиал ФГУ "Красноармейский научно-исследовательский институт механизации", а позже - "Сахалингеоинформ". - Но военные моряки отказались взять на борт нашего человека, военного моряка в отставке, который бы смог сделать съемку операции. Именно из-за этого я отказался дать точные координаты падения военного самолета.
После нескольких публикаций "НИ" о ядерных находках в акватории Охотского моря (мы писали не только о затопленном самолете, но и о других атомных утопленниках - радиоизотопных генераторах - РИТЕГах) военные моряки вдруг очнулись от долгого летаргического сна. И даже запросили точные координаты места падения Ту-95 у депутатов Сахалинской областной Думы. Эти координаты у депутатов есть, потому что есть фотографии со спутника.
"Новым известиям" тоже стало известно о выходе экспедиции к месту падения Ту-95. Эту информацию, в частности, подтвердил начальник гидрографической службы ТОФ, капитан первого ранга Геннадий Непомилуев. Начальник пресс-службы ТОФ, тоже капитан первого ранга Владимир Матвеев сказал несколько больше:
- Все подробности - после возвращения во Владивосток!
Обнаружит ли "Пегас" стратегический бомбардировщик Ту-95?
- Если военные не найдут самолёт без нашей помощи, то мы собирем свою экспедицию к месту падения Ту-95.- говорит Вячеслав Федорченко. - Непонятно только упорство военных моряков работать без сопровождении гражданских специалистов.
И непонятен тот туман, который продолжает напускать пресс-служба Тихоокеанского флота и Восточного военного округа. В процессе подготовки материала в адрес редакции пришла бумага из пресс-службы Объединенного стратегического командования Восточного военного округа (место дислокации - г. Хабаровск), в которой, за подписью врио начальника пресс-службы О. Чехова, сообщались весьма противоречивые факты. Копию письма публикуем.
Начальник пресс-службы не подтверждает, но и не отвергает поисковые работы судна гидрографической службы ТОФ. Однако пеняет на несговорчивость Вячеслава Федорченко, а также депутата Сахалинской областной Думы Светланы Ивановой, которые не захотели поделиться точными координатами падения стратегического бомбардировщика Ту-95 в заливе Терпения.
- С военными очень трудно находить общий язык, - посетовал Вячеслав Федорченко, - вот, например, несколько лет назад институт, который я возглавлял, и гидрографическая служба ТОФ заключили договор по поиску и подъему радиоизотопному генератора у мыса Мария. Генератор был аварийно сброшен в море с вертолёта 8 августа 1997 года. Но в координатах, которые нам сообщили военные, мы ничего не нашли. Тогда мы провели консультации с ведущими специалистами в области дистанционного зондирования Земли. После этого я разработал собственную методику обнаружения затопленных изделий, имеющих тепловой баланс на основе закона излучения Кирхгофа. Таким образом, мы выловили из моря несколько затопленных генераторов с ядерными батарейками.
Вячеслав Федорченко потратил немало времени для того, чтобы изучить официальные документы Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ и пришел к выводу: к началу 1996 года гидрографическая служба Тихоокеанского флота в акватории Дальневосточного федерального округа образовала около 40 районов утилизации радиоизотопных термоэлектрических генераторов... методом затопления.
К сожалению, Постановление Правительства РР под номером 367 "О финансировании работ по выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов" вышло только 02.04.1997 года. Гидрографическая служба ВМФ МО, не имея регламентирующих документов о порядке вывода из эксплуатации генераторов с ядерными элементами, затапливала их возле маяков или в районах базирования гидрографических отрядов.
- Потом, после того как мы нашли несколько генераторов, затопленных военными моряками, - продолжает наш разговор В. Федорченко, - были определены координаты стратегического бомбардировщика с красными головками на борту, который потерпел катастрофу в заливе Терпения. У нас есть космический снимок: LANDSAT- 7 № L027_ 20010814.
Чего добиваются сегодня и депутаты Сахалинской областной Думы, и общественность, и Вячеслав Федорченко? На основе имеющихся специализированных архивов космического мониторинга Земли необходимо провести паспортизацию ядерных отходов в акватории всего Дальневосточного федерального округа. Сделать это могут два научных учреждения в России- Институт аэрокосмического приборостроения, базирующийся в Казани, и Научно-исследовательский институт аэрокосмического мониторинга "Аэрокосмос" Министерства образования и науки РФ.
"Новые известия" специально публикуют названия институтов, чтобы командованию как Тихоокеанского флота, так и Восточного военного округа, наконец решили проблему как с затопленным стратегическим бомбардировщиком Ту-95, так и с другими ядерными объектами. А их, по мнению экологов, только в акватории Охотского моря несколько десятков!
Инициативная группа, состоящая из депутатов, экологов, ученых, журналистов готовит свою экспедицию в залив Терпения.
- Мы ждем оборудование и снаряжение для погружения на 60 метров, - рассказал Вячеслав Федорченко. - Первоклассные водолазы у нас уже есть!
От редакции
Стоит отметить, что стороны этого конфликта относятся друг к другу с большим недоверием. Минобороны считает своих гражданских оппонентов людьми "несерьёзными", которые раздувают тему ядерных бомб и атомных приборов в море с целью самопиара, а Федорченко сотоварищи полагают, что любые находки военных моряков, сделанные без общественного контроля, рискуют оказаться в зоне "военной тайны".
На наш взгляд, всем причастным к проблеме затопленных самолетов, бомб и изотопных генераторов пора бы преодолеть многолетние предубеждения и как минимум договориться друг с другом.