Posted 26 сентября 2017, 14:30
Published 26 сентября 2017, 14:30
Modified 7 марта, 17:15
Updated 7 марта, 17:15
"Новые известия" ещё в июле сообщили о том, что депутаты Сахалинской областной Думы попросили помочь поднять со дня залива Терпения военный самолет Ту-95 с атомными бомбами: он потерпел крушение в 1976 году. Военные отмахивались, но вдруг запросили координаты падения борта.
Напомним, что весь этот тихоокеанский детектив начался с письма в редакцию известного сахалинского журналиста Бориса Сухинина :
"На Сахалине, в заливе Терпения на дне вот уже более 40 лет лежит стратегический бомбардировщик Ту-95 с двумя атомными бомбами. В районе Южных Курил лежит ракета-носитель «Циклон-2» с ядерной энергетической установкой, там более 30 кг урана-235. Военные моряки много лет замалчивали эти факты. Даже после того, как общественность подняла большой шум, губернатор Александр Хорошавин (уже бывший) ушёл от решения проблемы. Именно при Хорошавине было принято решение регионального отделения «Единой России» «О мерах по устранению источников радиационной опасности в акватории Охотского моря». Но ничего не было сделано. Согласно ст. 42 Конституции РФ органы власти обязаны предоставлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Но власти этого не делают."
После нескольких публикаций "НИ" о ядерных находках в акватории Охотского моря военные моряки вдруг очнулись от долгого оцепенения. И даже запросили точные координаты места падения Ту-95 у депутатов Сахалинской областной Думы. У них имеются эти координаты, потому что есть фотографии со спутника. Эти фотографии в распоряжении депутатов передал бывший директор "Сахалин-геоинформ" Вячеслав Федорченко.
"Новым известиям"стало известно о выходе экспедиции к месту падения Ту-95. Эту информацию, в частности, подтвердил начальник гидрографической службы ТОФ, капитан первого ранга Геннадий Непомилуев. Известно даже время начала и конца операции - последние числа сентября - первые числа октября 2017 года. Оказывается, более раннему выдвижению "Пегаса" в район падения стратегического бомбардировщика помещал тайфун.
- Тайфун "Талим" затронул Камчатку, Приморье, Хабаровский край и Сахалин, - рассказал "НИ" бывший военный моряк, директор ООО МИП "Тренажер" Павел Маракулин. - Из-за непогоды в Южно-Сахалинске приостановили паромное сообщение между Сахалином и материком. Суда, следующие на Сахалин и в Японию, пережидали непогоду во Владивостоке.
Павел Маракулин - тот самый человек, который по просьбе депутата Сахалинской областной Думы Светланы Ивановой, должен попасть на поисковое судно, которое собирается выйти в район падения военного борта.
- Судно "Пегас", принадлежащее гидрографической службе ТОФ, при полном снаряжении стоит у причале № 33, прямо под окнами штаба ТОФ - продолжает наш разговор Павел Маракулин. - Я сделал несколько свежих фотографий. На верхней палубе находятся бочки, необитаемый подводный аппарат, надувная лодка. И полный комплект вахтенных матросов. Только дата, время и маршрут - это закрытая информация.
Военные моряки "прокатили" Маракулина. Причина? Оказывается, командованию ТОФ не нравится, что "Новые известия" публикуют так много подробной информации о военном самолете с красными головками.
Но "Новые известия" решили задать несколько вопросов начальнику гидрографической службы ТОФ Геннадию Непомилуеву. Оперативный дежурный гидрографической службы Тихоокеанского флота в пятый раз говорит, что капитана первого ранга Геннадия Непомилуева нет на службе. Начальник гидрографической службы отбыл в штаб... Трубку своего мобильного телефона Непомилуев не поднимает. На СМС-ки журналиста не отвечает. Точно также ведет себя и пресс-служба ТОФ.
Вопрос Вячеславу Федорченко, который передал депутату Сахалинской областной Думы Светлане Ивановой снимки из космоса.
- Уважаемый Вячеслав Леонидович, как удалось сделать эти фотографии?
- Есть такой чудо-метод - дистанционное зондирование земли. На компьютере в реальном времени можно увидеть всю территорию нашей страны - от Чукотки до Байкала. Пожары, вулканы, наводнения, землетрясения - все как на ладони. Вот на экране - остров Сахалин, залив Терпения. И в нем некое белое пятнышко. Такой след на космических снимках дают только радиационноопасные вещества.
Но почему же такое старое судно, как "Пегас", отправляется на столь ответственную операцию? Как удалось выяснить через наши источники во Владивостоке, до последних дней "Пегас" (проект 862, 1978 года постройки) находился в основательном ремонте. Почему командование ТОФ не может послать к месту падения Ту-95 новое, современное спасательное судно "Игорь Белоусов"? Именно "Игорь Белоусов" несколько месяцев назад работал на острове Матуа (Курилы), где обследовал акваторию в поисках затонувших подводных лодок. Тем более, что на борту «Игоря Белоусова» есть телеуправляемые подводные аппараты «Пантера Плюс»? Эти аппараты и сумели обнаружить подводную лодку времен Второй мировой войны в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров. На борту "Игоря Белоусова" есть гидроакустическая станция «Ливадия», а также буксируемый поисковый комплекс с рабочей глубиной до 2000 метров. Есть там и глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 «Дельфин-ГВК». И два нормобарических костюма HS-1200, которые предназначены для работы на глубине до 60 м. Они оборудованы высокочувствительной гидроакустической и телевизионной аппаратурой!
Конечно, в этой связи хотелось поинтересоваться мнением губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Почему к месту катастрофы идет древняя посудина? И почему столько лет легенда о затопленном самолете Ту-95 оставалась только легендой? Предшественник господина Кожемяко Александр Хорошавин, в отношении которого возбуждено уголовное дело, сознательно топил тему упавшего самолета Ту-95 с атомными бомбами на борту. Также под негласным запретом была и тема потерянных в Охотском море радиоизотопных генераторов, о которых "Новые известия" рассказывали в своих материалах.
Но телефонный разговор с Мариной Гараниной, начальником отдела по взаимодействию со СМИ аппарата губернатора Сахалинской области, сильно разочаровал.
- Вы своими вопросами о самолете ТУ-95 с бомбами поставили нас в тупик. Ни один из органов Сахалинской области не обладает информацией по этому вопросу. Мы ничего не знаем. И с Тихоокеанским флотом мы не взаимодействуем. Губернатору пока такой вопрос задать не могу, он находиться в рабочей поездке за пределами Сахалина. Поэтому я пока не знаю, что делать с вашими вопросами... и как вам помочь.
Уважаемая Марина Юрьевна! Это мы хотим вам помочь разобраться с загрязнением Охотского моря, а, оказывается, пресс-служба губернатора Сахалинской области даже не в курсе происходящего!
Но посмотрим, что выдаст на гора старенький "Пегас". К слову, родные братья "Пегаса" (тот же проект 862) почти поголовно все списаны. К примеру, судно"Тайга", которое было выпущено в 1977 году, давно работает креветколовом. Списаны уже и "Галс", и "Персей", и "Плутон"...
По мнению доктора военных наук, профессора, бывшего начальника кафедры разведки Военно-Морской академии ВМФ России Евгения Байкова многолетнюю тайну с затопленным Ту-95 с атомными бомбами можно, наконец, раскрыть, если получить доступ к материалам архивов дальней авиации. И такой приказ может отдать министр обороны РФ Сергей Шойгу. Или Верховный главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин (если Шойгу заупрямится).
За 5 минут до сдачи материала главному редактору ещё раз набираю телефон гидрографической службы ТОФ. На этот раз говорю с милой дамой, по всей видимости, секретарём начальника гидрографической службы Г.Н. Непомилуева.
- Сейчас поинтересуюсь у Геннадия Николаевича, почему у него мобильный не отвечает.
Слышен приглушенный разговор. Через 3 минуты мне сообщают, что Непомилуева нет на месте. Детектив продолжается.
"Новые известия" продолжают следить за событиями в акватории Охотского моря. Тайфун "Талим" ушел... Пора выходить в море!