На фоне слабого восстановления в начале года, потребительские расходы россиян вновь стали снижаться. В минувшем апреле повседневные траты снизились на 6,5% по сравнению с мартом и на 4,9% к апрелю 2016 года. Об этом свидетельствуют данные исследования «Ромира» Romir Consumer Scan Panel.
Как отмечает газета «Ведомости», данное исследование основано на данных о потреблении 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах более чем со 100 000 жителей; данные репрезентативны для городского населения. Участники исследования сканируют штрихкоды всех купленных товаров, сведения в онлайн-режиме поступают в базу данных исследования.
Учитывая инфляцию за апрель, расходы российских граждан сократились на 6,8% в сравнении с мартом и на 9% в сравнении с прошлогодним апрелем. «Реальные, т. е. очищенные от инфляции, расходы наших соотечественников оказались самыми низкими за последние пять лет», – говорится в отчете «Ромира».
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева заметила, что макроэкономических причин для резкого снижения трат в апреле не было. По ее словам, одной из причин падения могло стать оживление туризма на майских праздниках и связанное с этим перераспределение расходов потребителей в марте – апреле.
Кроме того, по результатам марта аналитики «Ромира» отмечали явление «потребительской оттепели», при которой повседневные траты росли на 9% месяц к месяцу, а респонденты активнее посещали магазины. Аналитики подчеркивают, что снижение активности потребителей традиционно для апреля, так как праздники закончились, также на апрель часто приходятся религиозные посты. Но обычно снижение расходов не так сильно, как в этом году, уточняют специалисты.
В свою очередь, крупные торговые ритейлеры не заметили перелома в настроениях покупателей.
Директор по маркетингу сети «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) Дмитрий Медведев сообщил, что не увидел в апреле признаков ускорения падения расходов: увеличивается число покупок, осторожно растет средний чек.
Представитель «Дикси» заметил, что большинство по-прежнему воздерживается от спонтанных покупок и выбирает товары по промоакциям.
Представитель «Ленты» рассказал, что покупатели, которые иногда приобретают более дорогие товары, все равно совершают меньше покупок и реже ходят в магазины.
Директор по коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова подтвердила, что покупатели «осознанно подходят к выбору товара». По ее словам, многие потребители приобретают только самое необходимое. Это подтверждает рост продаж товаров под собственной торговой маркой «Ашана». По словам Курносовой, обычно такие товары – с самой низкой ценой в ассортименте сети.
Как отмечает «Ромир», средний чек в апреле почти не изменился и составил 528 руб. (-4 руб. к марту). Общее сокращение трат при почти неизменном среднем чеке значит, что россияне вернулись в режим экономии. Аналитики сообщили, что экономили на покупках потребители со всеми уровнями дохода, но сильнее всех – с низким доходом (-11,7% год к году). Потребители со средним доходом сократили траты на 4,5%, а с высоким – на 2,5%.
Потребительский бум ритейлерам пока не грозит.
«Мы не ожидаем восстановления спроса в ближайшее время», – заявил представитель «Ленты». При этом он отметил, что доходы покупателей находятся под давлением, потребители придерживаются сберегательной модели поведения.
«Клиенты по-прежнему предпочитают экономить. Эта тенденция, по всей видимости, и будет продолжена», - подтвердил представитель «Перекрестока» Дмитрий Медведев.
Замруководителя «Левада-центра» Алексей Гражданкин, в свою очередь, отметил, что резкое сокращение потребительских трат вряд ли станет причиной роста протестных настроений. По словам эксперта, протестная активность в основном затрагивает людей более или менее обеспеченных, не живущих за чертой бедности: тех, кто имел доходы и сейчас их потерял или теряет.
«Недовольства больше среди людей с низким уровнем благосостояния, но они характеризуются наименьшей протестной активностью», – говорит Гражданкин.