Posted 21 октября 2016, 13:30
Published 21 октября 2016, 13:30
Modified 8 марта, 02:31
Updated 8 марта, 02:31
В Челябинской области всё активнее о себе начинают заявлять люди, обеспокоенные будущим своего региона. Акции протеста, письма губернатору и петиции превратились в инструменты влияния защитников экологии. «Зелёное» движение находит поддержку во всех кругах населения. Но, безусловно, больше всего подобные идеи развиты среди относительно молодого населения. К этому кругу принадлежит и наш сегодняшний герой – 26-летний Никита Агапов, студент одного из челябинских ВУЗов, создавший петицию с требованием рекультивации Коркинского разреза. Мы побеседовали с Никитой Агаповым, чтобы узнать его видение сложившейся ситуации.
Никита, почему именно вы решили обратить внимание на проблему Коркинского разреза? И почему это произошло именно сейчас?
Я не мог оставаться в стороне от этой ситуации, т.к. стал непосредственным свидетелем того, что происходит в городе Коркино. До 2013 года у меня там жила бабушка, которая уже, к сожалению, умерла. Каждое лето я проводил у неё, поэтому в Кокрино бывал постоянно. Приезжаю в город я и сейчас: у меня там живёт старший брат со своей семьёй. Каждый раз, когда я оказываюсь в Коркино, я поражаюсь ужасной экологии. На мой взгляд, условия для жизни в Коркино абсолютно непригодны. Речь не идёт о каких-то небольших нарушениях экологических норм, я говорю о настоящей катастрофе. С каждым годом ситуация усугубляется, смог, поднимающийся из разреза, отравляет воздух. Там действительно невозможно дышать из-за едкого дыма. Даже в ветреные дни, когда смог разносится порывами ветра, дышать бывает очень тяжело. Жители Коркино регулярно жалуются на проблемы со здоровьем, очень много онкологических больных. Я считаю, что ждать уже нельзя, власти отказываются решать эту проблему, хотя к ним регулярно обращаются местные жители и экологи. Недавно Челябинскую область посетили московские экологи.. В конце сентября они сделали отборы проб воздуха. Результаты показали, что в жилой части Коркино уровень превышения предельно допустимых концентраций по фенолу и диоксиду азота достигает 6 ПДК. То есть, превышает норму в шесть раз!
Не боитесь ли вы открыто выступать против Коркинского разреза, учитывая, что он принадлежит Константину Струкову, миллиардеру и депутату Законодательного собрания Челябинской области?
Вы знаете, я долго ждал каких-то действий от властей, тем более, что экологические проблемы регулярно обсуждаются не только на региональном, но и государственном уровне. Была надежда, что на владельцев «Челябинской угольной компании», работающей в Коркинском разрезе, окажут воздействие. Но сейчас я уже не верю, что это произойдёт без нашего участия. Теперь я уже не могу молчать, делясь своими переживаниями лишь на кухне с друзьями и членами семьи. Я вижу, что никаких активных действий владельцы разреза не предпринимают, а лишь жалуются на дороговизну рекультивации.
А были ли уже попытки как-то проинформировать жителей о проблеме Коркино?
Об этой проблеме известно уже давно, местные жители неоднократно устраивали акции протеста, пытались привлечь внимание к вопросам экологии. В настоящее время мы не можем выводить людей на улицы, учитывая нынешнее законодательство, которое фактически запрещает митинги. В этих условиях одним из самых реальных рычагов воздействия, на мой взгляд, является создание петиции. Её я создал ещё летом. Петицию довольно активно подписывают жители Челябинской области. На сегодняшний день за рекультивацию разреза собрано уже более 2 000 подписей. Поэтому я думаю, что это – хороший способ информирования. Многие говорят, что подобные петиции ничего не меняют, но я не согласен с таким мнением. Мы должны использовать все возможности для борьбы с теми, кто уничтожает экологию. И я призываю всех жителей нашей области поставить свои подписи, чем нас больше, тем выше шансы, что на петицию прореагируют власти.
Обращались ли вы в экологические организации? Оказывают ли они вам какую-либо поддержку?
Нет, я не обращался к экологам, но регулярно пользуюсь результатами их работы, изучая отчёты об экологической ситуации. Возможно, вы правы, возможно, экологи смогут оказать нам содействие. Думаю, что я попробую связаться с «Зелёным патрулем» и аналогичными организациями. По крайней мере, даже если они не смогут достучаться до властей, то о проблеме Коркино узнает ещё больше людей. Информирование население я сейчас считаю одной из важнейших задач, меня очень беспокоит то, что происходит в Коркино, мне страшно за своих близких, я переживаю о людях, которым не посчастливилось жить по соседству с Коркинским разрезом.
Как родители относятся вашей общественной деятельности?
Конечно, они сильно переживают. Они переживают не только за меня, но и за брата и его семью, которым приходится дышать этими ужасными парами. Тем не менее, они не поддержали меня в этой борьбе. По всей видимости, опасаются, что мне будут мстить за мою активную гражданскую позицию. Но, опять же, чаша терпения переполнена, я больше уже не могу молчать и дальше наблюдать за тем, что творится с Коркино. Пугает и то, что ужасная экология ведь не только в Коркино, но и в самом Челябинске. Иногда на окраинах города стоит густой смог, который напоминает коркинский. В такие дни ядовитые пары достигают улиц Челябинска. Со стороны это выглядит, как обычный туман, но на самом деле смог содержит ядовитые вещества. Жители столицы страдают от Коркинского разреза также, как и коркинцы. Пока мы молчим и боимся подать голос, наша область превращается в отравленную и опасную для жизни территорию.
Есть ли у вас единомышленники?
Я считаю своими единомышленниками всех людей, подписавших петицию. Это значит, что они разделяют мою позицию по поводу происходящего, их волнуют проблемы экологии. После публикации петиции мне стали писать незнакомые люди. Поддерживали, говорили, что наконец-то кто-то взял инициативу. Некоторые предлагали помощь в распространении информации. Конечно, мне хотелось бы, чтобы я смог донести своё мнение до всех жителей области, рассказать им о том, в каких условиях нас заставляют жить. Я бы хотел получить отклик от жителей нашей области, уверен, что единомышленников было бы намного больше. Я уверен, что данная информация очень важна для жителей Коркино и Челябинска, они должны понимать, что у нас происходит. На самом деле, у нас была надежда на скорое исправление ситуации после визита в Челябинскую область Владимира Путина, который тогда был премьер-министром, а президентом был Дмитрий Медведев. Путин посетил Челябинскую область и лично осмотрел состояние населённых пунктов, расположенных рядом с Коркинским разрезом. Тогда Путин распорядился заняться вопросом переселения жителей, обещал повлиять на промышленников. Действительно, местные власти быстро взялись за переселение, но вскоре программа была свернута. Свою петицию я написал на имя президента. Надеюсь, что она напомнит ему о той поездке в Челябинскую область.
Пользуясь моментом, что меня привлекла , хочу обратиться к каждому жителю Челябинской области с просьбой подписать петицию. Во-первых жителям Коркино и близлежащего поселка Роза очень нужна помощь. Власти на них попросту,прошу прощения за выражение, забили. Остается привлечь внимание властей только массовым недовольством. А во-вторых экологическая опасность, исходящая из разреза угрожает и нам, жителям Челябинска. Поэтому давайте вместе бороться за чистый воздух в нашей области!