Posted 18 августа 2015,, 21:00
Published 18 августа 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:31
Updated 8 марта, 03:31
Рубль слабеет на глазах. За квартал доллар подорожал в 1,3 раза (с 50 рублей в середине мая до 65 сейчас), а за год – почти вдвое. Напомню, что в середине августа 2014 года по курсу Центробанка РФ доллар стоил 36 рублей.
Принято считать, что рубль упал из-за того, что подешевела нефть. Это неправда. Точнее, это малая часть правды. Если бы дело было только в нефти, доллар бы стоил примерно 45 рублей, но никак не 65.
Сравним курс рубля с курсами валют других стран-«заправок», у которых доля нефти в экспорте составляет от двух третей и более (в российском экспорте доля нефти и газа – около 70%). Возьмем десять стран: бывшие советские республики Казахстан и Азербайджан, западноевропейскую Норвегию, монархии Персидского залива: Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн и Оман и три африканские нефтедобывающие государства: Алжир, Анголу и Нигерию.
В мире есть еще несколько стран-«заправок», но с ними сравнивать некорректно: Иран находится в экономической блокаде, Венесуэла стала площадкой для социальных экспериментов, а Ливия и Ирак как единые государства существуют только на карте. Крупными экспортерами нефти также являются Канада, Мексика, Эквадор, Катар и Объединенные Арабские Эмираты, но там черное золото дает менее половины экспортных поступлений.
У каждой из относительно благополучных стран-«заправок» свои проблемы. В Норвегии – запредельные социальные расходы, которые россиянам и не снились. Саудовская Аравия ведет две войны – объявленную в Йемене и необъявленную в Сирии. В Нигерии идет гражданская война, в Алжире гражданская война недавно закончилась, но остается соседство с воюющей Ливией. В Бахрейне тлеет религиозный конфликт между правителями-суннитами и шиитским большинством. Анголу, Казахстан и Азербайджан причисляют к странам с высоким уровнем коррупции.
Теперь посмотрим, что произошло с валютами этих государств, когда цена нефти стала падать. За точку отсчета возьмем 19 июня 2014 года, когда цена барреля нефти Brent достигла годового максимума в 115 долларов. Рубль с тех пор подешевел к доллару в 1,86 раза – с 34,8 рубля за доллар (курс ЦБ РФ на 19 июня 2014 года) до 64,9 (курс ЦБ РФ на 15–17 августа 2015 года).
Курсы валют трех стран-«заправок» с тех пор не изменились. Это бахрейнский динар, оманский риал и риял Саудовской Аравии. Их котировки к доллару сейчас такие же, какие были и год, и полтора, и два назад.
Казахстанский тенге с июня прошлого года подешевел к доллару на 2%. Однако в феврале прошлого года Казахстан девальвировал тенге на 19%, и отсчет корректнее вести оттуда. Таким образом, тенге за полтора года подешевел к доллару в 1,21 раза.
Курс азербайджанского маната стабильно стоял до марта этого года. Потом манат девальвировали в 1,34 раза, и с тех пор курс опять стабилен. Норвежская крона снижалась плавно и с июня прошлого года упала к доллару в 1,38 раза. Алжирский динар подешевел в 1,35 раза, ангольская кванза – в 1,29 раза, нигерийская найра – в 1,22 раза, кувейтский динар – в 1,08 раза.
То есть если бы рубль падал, как норвежская крона, курс бы был 48 рублей за доллар, если бы как азербайджанский манат, то 46, а если бы как нигерийская найра, то 42. А если бы рубль был как бахрейнский динар или саудовский риял, он бы вообще не упал, и доллар бы стоил все те же 34 рубля.
В среднем валюты стран-«заправок» с июня прошлого года подешевели к доллару в 1,3 раза. Если отталкиваться от этой цифры, то рубль должен был упасть до 45 за доллар. А все, что выше, – с нефтью уже не связано.
Второе падение рубля – с мая по август нынешнего года – с нефтью также связано очень слабо. Потому что среди других десяти нефтяных валют семь за этот период не упали вообще. Снизились к доллару только алжирский динар (в 1,11 раза), норвежская крона (в 1,12 раза) и ангольская кванза (в 1,16 раза). Но нигде курс не упал в 1,3 раза, как у рубля.
Рассуждения о том, что низкий курс национальной валюты выгоден экспортерам и что теперь у России выросла конкурентоспособность на мировом рынке, не более чем пропагандистская уловка. Потому что экспортеры – это лишь малая часть российской экономики. Девальвация же означает, что труд всех наших граждан стал стоить гораздо дешевле: одни приблизились к бедности, другие в бедность погрузились. А как говорила автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, «бедность – это унижение, страх, тоска и много других страшных слов».
Курс национальной валюты – это результат соревнования между странами в уровне развития и уровне жизни. Если ты воспринимаешь коллег из других стран как богачей, которые за ту же работу получают в разы больше тебя, значит, твоя страна в этом соревновании аутсайдер. И Россия пока что проигрывает со все более разгромным счетом, который можно увидеть на табло обменников.
Автор – доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ