Posted 6 февраля 2011, 21:00

Published 6 февраля 2011, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Альтернатива наказуема

6 февраля 2011, 21:00
На минувшей неделе «Коалиция за леса Подмосковья» передала лично в руки президенту РФ Дмитрию Медведеву окончательные результаты независимой экологической экспертизы по скандальному проекту трассы Москва – Санкт-Петербург. Документ повествует об 11 альтернативных вариантах прокладки дороги. Самым оптимальным эксперты с

«Главная проблема Ленинградского шоссе – локальный трафик», – рассказывает в автобусе один из проводивших независимую экспертизу специалистов Михаил Матвеев. По его словам, лишь небольшая часть автовладельцев действительно едут в Санкт-Петербург, большинство же спешат в населенные пункты, расположившиеся вдоль магистрали. Самый большой такой пункт – это город Химки. Проезжаем мост через канал имени Москвы. Его реконструкция вызвала летом ужасные пробки. Теперь там фактически построен второй мост, но проезд по нему пока запрещен. «Сейчас здесь только шесть полос, после ввода второго моста добавится еще шесть, – продолжает Матвеев. – Таким образом, мы получим 12-полосную дорогу, что существенно облегчит проезд автомобилей». Дальше мы подъезжаем к МКАД, и становится понятно, что здесь дорога должна бы расширяться – ведь часть трафика с Кольцевой «перебирается» на Ленинградское шоссе. Но шоссе в этом месте, наоборот, сужается до шести полос. «Это грозит образованием пробок», – констатирует эксперт.

И действительно, подъезжая к МКАД, наш автобус заметно снижает скорость и встает в пробку. «Эту проблему все равно нужно решать, почему же не начать это делать сейчас? – вопрошает Матвеев. – Посмотрите по сторонам, справа мы видим, что вплотную к дороге стоят многоэтажные дома, поэтому расширение тут без сноса невозможно. Но с левой стороны никаких жилых домов нет. Здесь стоит торговый центр «Гранд» и начинается зона отчуждения линий электропередач (ЛЭП). Она идет далее вдоль Ленинградского шоссе. Именно эту зону мы и предлагаем использовать под расширение трассы». Смотрим налево и убеждаемся, что там на самом деле много места. И если постараться, то можно и не затрагивать расположившийся торговый центр: дорога потребует лишь сноса парковки рядом с ним. Эксперты в этом случае порекомендовали бы компании убрать ее под землю, как это делается во многих гипермаркетах. Под землю они также предлагают положить элегазовый кабель, что позволит демонтировать ЛЭП и использовать зону отчуждения. «Как опытный энергетик, я заявляю, что во многих западных странах меняют ЛЭП на элегазовый кабель, – берет слово лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. – Это нормальное решение, которое не потребует больших инвестиций». По ее словам, это поможет решить не только дорожную и экологическую проблемы, но и энергетическую – кабелю не страшен ни ветер, ни ледяной дождь, ни падающие деревья. Корреспонденту «НИ», несколько дней сидевшему в Подмосковье зимой без света, идея показалась заслуживающей внимания.

Далее автобус свернул с Ленинградского шоссе на параллельно идущую улицу 9 Мая, которая проходит позади торгового центра. Мы снова убеждаемся, что расстояния от дороги до жилых построек предостаточно. «Параллельно Ленинградскому шоссе и улице 9 Мая проходит Новокуркинское шоссе, – рассказывает Михаил Матвеев. – Его отсюда не видно, но его тоже можно было бы использовать для пропуска трафика, нужно только обеспечить его нормальными подъездами».

Далее сворачиваем на Международное шоссе. И хотя в адекватности расширения Ленинградки мы уже убедились, экскурсия на этом не заканчивается. «Один из вариантов предполагал снос огромного количества домов в Молжаниново, но и это не так, – повествует Матвеев. – Дорога может пройти по так называемым молжаниновским полям. Некоторые территории имеют статус особо охраняемых, но при желании можно их обойти». По левую сторону от автобуса наблюдаем обширные поля, где действительно хватит места для прокладки дороги.

Проезжаем реку Клязьма и место, где защитники Химкинского леса летом обосновали свой первый лагерь. «Площадь Химкинского леса 1,5 тысячи га, – говорит руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. – Все заявления, что просека под трассу давно вырублена, – неправда, загублено только 27 га. Это примерно 1,5% от всего леса и 40% от того, что планировалось вырубить под дорогу. Поэтому Химкинский лес еще не поздно спасти. Если дорогу положат по выбранному маршруту, то она раздробит лес на четыре части, что негативно скажется на его экосистеме». Дело в том, что лес уже пересекает небольшое Вашутинское шоссе. Когда автобус проехал по нему, мы смогли убедиться, что оно совсем узкое и это, по мнению экологов, существенно не влияет на флору и фауну леса. Выбранный вариант дороги Москва – Санкт-Петербург накрест пересекает Вашутинское шоссе.

Автобус делает остановку и в деревне Старбеево, возле пока еще не тронутой дубравы. 15 января защитники Химкинского леса устраивали здесь акцию – каждый взял под свою опеку понравившееся дерево и закрепил на нем свое имя. По словам активистов, сразу же после этого дубраву посетил наряд ОМОНа, который жестоко расправлялся с наклеенными табличками, срывая их и бросая на землю. Местные бабушки на следующий день прикрепили их обратно. Могу констатировать: спустя две недели многих имен не хватало, некоторые листы были рваными, часть из них кто-то заботливо вновь приклеивал скотчем.

Далее автобус поехал в Химки. В городе мы проехали мимо Октябрьской железной дороги. Один из вариантов предполагает строительство трассы вдоль нее. «Если мы хотим проложить трассу через Москву, а не в обход нее, то это самый логичный вариант, потому что в столице больше нет места для новой дороги, – объясняет Михаил Матвеев. – А вдоль железной дороги место есть – по нескольку полос в каждую сторону от путей».

«Если исходить из того, что новая дорога нужна для обеспечения грузового трафика, то она должна идти в обход Москвы, – разъясняет координатор Союза экологических общественных организаций Москвы Андрей Маргулев. – Если она создается, чтобы быть платной и служить для удобства чиновников, то ее можно пустить вдоль Ленинградского шоссе. А если же власти стараются ради удобства химчан, то опять-таки лучший вариант – вдоль Ленинградского шоссе».

Подпишитесь