Posted 12 декабря 2010,, 21:00
Published 12 декабря 2010,, 21:00
Modified 8 марта, 06:44
Updated 8 марта, 06:44
Премия критики не только самая первая в сезоне, но и, пожалуй, самая предсказуемая из кинопремий. Это понятно – критики, в отличие от киноакадемиков, немедленно информируют общественность о своих предпочтениях через СМИ и, кроме того, вручают свои премии на крупнейших российских фестивалях. Так что любитель кино без особого труда может вычислить номинантов «Белого Слона» в базовых разрядах. Что касается специальных разрядов, то шансы стать фавориткой критики имеет, как правило, лишь та картина, которая, как гоголевская дама, «приятна во всех отношениях». А это значит, что лидеры в номинации «Лучший фильм» обычно лидируют и в частных номинациях. Стоит отметить и то, что в одну номинацию – «Лучшая мужская роль второго плана» – попали «Утомленные солнцем-2»: как бы критически ни относились критики к последним картинам Никиты Михалкова, они номинируют его фильмы за те действительно хорошие работы, которые выполнены участниками его съемочной группы.
Помимо всего прочего, критики ориентированы на новые явления в киноискусстве, а они чаще всего связаны с именами начинающих свой творческий путь режиссеров. Но есть у «Белого Слона» и постоянные привязанности, независимые от возраста, – Кира Муратова, Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Валерий Тодоровский, практически каждая новая работа которых становится объектом повышенного интереса критики и номинируется в тех или иных разрядах.
Интересно, что среди номинантов национальной премии кинокритики и кинопрессы два фильма, вообще говоря, не являются российскими – это «Счастье мое» Сергея Лозницы и «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой: отечественные деньги в их создание не вложены, а сами режиссеры живут не в России, хотя возможно, имеют также российское гражданство. Но для критики в этом случае имеет значение не национальный, а культурный признак – оба фильма сняты на русском языке, говорят о нашей стране и принадлежат к нашей культуре. Хотя, разумеется, ими может гордиться и Украина, реально участвовавшая в их производстве и представляющая их на международном уровне. Кроме того, вопрос, почему эти значительные ленты не были поддержаны российскими деньгами, следует задать не Экспертному совету премии «Белый Слон». Равно как и вопрос о том, почему государственного финансирования не получили «Овсянки», удостоенные премий Венецианского кинофестиваля, а получили некоторые фильмы, не собравшие значимых наград и не имевшие успеха ни у специалистов, ни у широкой публики.
Среди лидеров этого года работы пяти постановщиков номинируются впервые. Это три дебютанта в «большом» игровом кино – Дмитрий Мамулия, Андрей Стемпковский и Сергей Лозница, также Андрей Кавун («Дети до 16») и Александр Котт («Брестская крепость»).
Из шумных картин года, помимо «Утомленных солнцем-2», «Белый Слон» прокатил «Край» Алексея Учителя, выдвинутый от России на «Оскар», – он номинирован только в одном разряде – женская роль второго плана (Юлия Пересильд). Это не случайно: выбор критики и выбор российской оскаровской комиссии, сформированной Михалковым, расходятся. Другое дело – грядущий «Золотой Орел», который, как пить дать, воздаст своему основателю и распорядителю необходимые тому почести и почти наверняка оставит что-нибудь на «КРАЙний» случай.
Из оригинальных предпочтений кинокритики и кинопрессы стоит указать номинацию Юлии Ауг («Овсянки») на «Лучшую женскую роль». Кто видел фильм, знает, что актриса большую часть своего экранного времени изображает покойницу. Но она, как ни крути, находится в центре этой замечательной картины.
В ЧИСЛЕ ДРУГИХ НОМИНАНТОВ: