Posted 20 октября 2008, 20:00
Published 20 октября 2008, 20:00
Modified 8 марта 2024, 07:42
Updated 8 марта 2024, 07:42
Волонтерское движение в нашей стране молодо и пока нетвердо стоит на ногах. Поэтому каждый успех – событие всероссийского значения.
«Идея Клуба волонтеров возникла у меня и у моего друга Ильи четыре года назад, – рассказывает «НИ» председатель Клуба Ольга Каталина. – Мы прочли в Интернете сообщение о том, что самому большому детскому дому в городе Сафоново Смоленской области нужна помощь. Илья – профессиональный автогонщик. Он смог организовать благотворительную гонку, и мы собрали 600 тысяч рублей, на которые купили гуманитарную помощь детдому».
Приехав в Сафоново в первый раз, Ольга и ее друзья поняли, что туда обязательно вернутся. Потому что они там нужны, нужна их помощь. И не только материальная. «Мы очень быстро осознали, что дело не в каких-то разовых акциях, нужно с детьми общаться, учить их тому, чему не успевают научить в детдоме».
Ольга рассказывает, как ее удивила реакция малышей, у которых в комнате они клеили обои. «Они даже не понимали, что мы русские. Думали, что приехали американцы. Такое ощущение, что их раньше навещали только иностранцы».
О проблемах детей-сирот Ольга рассказала своим друзьям и коллегам, и постепенно желающих помогать становилось все больше. Сегодня в Клубе волонтеров 300 человек. Они посещают детские дома раз в две недели. Основная цель поездок – раскрыть личность ребенка, научить каждого из них какому-то ремеслу. Волонтеры проводят с детьми мастер-классы, учат их рисованию, парикмахерскому искусству, танцам, столярному мастерству.
Ольга Каталина говорит, что идея фотографировать детей родилась спонтанно. Просто очень хотелось привлечь внимание общества к их проблемам. А главное – подарить детям эти фотографии, чтобы они могли хранить их в личном фотоальбоме. «Это очень важно – иметь свою семейную историю. Но у большинства из этих детей такой истории нет. Нет у них и фотографий, кроме тех, что сделаны в детдоме. Да и их – раз, два и обчелся».
Членом Клуба волонтеров может стать любой желающий. Как правило, ими становятся представители среднего класса. Среди них юристы, финансисты, менеджеры, продюсеры, телеведущие, спортсмены. Очень быстро выясняется, что опыт общения с сиротами важен для них не меньше, чем для самих детей. Впервые оказавшись в поездке, волонтеры становятся перед очевидным выбором: продолжать ли эту деятельность дальше или вернуться в свою привычную жизнь. И очень быстро приходит понимание, что нельзя обмануть детей-сирот. Ведь их уже однажды обманули. Поэтому волонтеры возвращаются.
«Моей первой поездкой с Клубом волонтеров было посещение детского дома в Советске Тульской области, – пишет на одном из форумов член Клуба под ником Sashko.– Честно говоря, случайно попал в это сообщество. С первых минут подкупило то, что это совершенно некоммерческое образование, а, если угодно, братство. Это круг друзей, которые протягивают тебе руку и в первый же поход берут тебя с собой. В тот раз им просто не хватало машины, а у меня она как раз есть, и было свободное время. Мы познакомились, я увидел, что этих молодых ребят заботит только одно: они хотят сделать жизнь детей в детдомах ярче. Имея в прошлом немалый опыт поездок в детдома, я увидел, чего не хватало в тех моих частных поездках».
Не увидев, как десант из 30 волонтеров высаживается в детдоме, а уже через 30 минут он буквально кипит, не поверишь, что эта слаженная и увлекательная работа – плод бескорыстной любви к детям простых мальчишек и девчонок.
Хотя нет, не простых. Добрых, уверенных в себе и человечных.
Волонтеры, которые решаются усыновить детей, перестают посещать детдома. Но им на смену приходят другие.
«Если бы кто-то еще несколько месяцев назад сказал мне, что я буду вставать в субботу в 6 утра, я бы просто рассмеялась, – пишет на форуме девушка под ником Karmin. – Тогда я еще не знала, что в моей жизни появится она – детская суббота. Суббота, когда мы едем к детям. К нашим детям. И пусть за плечами суматошная рабочая неделя, и пусть вчера я клевала носом, готовясь к поездке. Я так боюсь опоздать, ведь меня ждут аж за несколько сотен километров!
«Наташка, Наташка, это ведь ты!» – бежит навстречу Танюшка.
«О! Вы приехали!» – слышу маленького Руслана, вижу Олю, Валю… И вот я уже, как гроздь винограда, увешана со всех сторон. Каждый что-то наперебой рассказывает о своих летних каникулах, хвастается новой стрижкой, тащит играть… Весь день мы будем раскрашивать рамочки для фотографий, превращать карандаши в веселых человечков, скакать на одной ноге за нашу команду в эстафете, а потом пить горячий чай…
А вечером я даже не почувствую ни капельки усталости. Все совсем наоборот, вечером каждой детской субботы я просто становлюсь большим воздушным шариком, который вот-вот разорвется от счастья».
Клуб волонтеров, о котором идет речь, – не единственное подобное сообщество. С каждый годом их становится все больше. По данным Агентства социальной информации, в России каждый третий хотел бы в той или иной форме участвовать в волонтерском движении. Не потому ли, что в нем особенно выражены черты гражданского общества.
БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ СИРОТ ЮЖНОГО УРАЛА НЕ ИМЕЮТ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ