Posted 27 июля 2008,, 20:00
Published 27 июля 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:54
Updated 8 марта, 07:54
Аптечный рынок этого года развивается под знаком небывалого роста, причем рост происходит не столько за счет подорожания, сколько за счет увеличения продаж, отмечают эксперты авторитетной российской компании DSM Group. Так, с января по июнь объем коммерческого рынка ГЛС (готовых лекарственных средств) увеличился на 21% к аналогичному периоду 2007 года и составил 109 млрд. руб. Если в предыдущие годы продажи упаковок снижались, то в этом году только за 6 месяцев выросли на 14%. Население «съело» уже 2 млрд. упаковок лекарств. При этом средняя стоимость упаковки за январь–июнь выросла на 6,6% по сравнению с этим же периодом прошлого года и составила около 55 рубля. За полгода по отношению к декабрю лекарства подорожали в среднем на 5%. По итогам текущего года цены на лекарства увеличатся на 8–10%, прогнозируют аналитики, хотя за весь прошлый год «лекарственная инфляция» составила лишь 3,6%.
На первом месте по популярности у населения осталось средство от гриппа и ОРВИ «Арбидол» – его продажи выросли на 75%. На втором – стимулятор мозговой деятельности «Актовегин», на третьем – «Линекс» и «Эссенциале» для лечения желудочно-кишечного тракта и стимулирования иммунной системы. Примечательно, что «Виагра» по итогам полугодия потеряла 2 позиции и спустилась на пятое место, в то время как ранее стабильно входила в тройку лидеров по продажам. Следом идут «Терафлю» – жаропонижающее, «Пенталгин» – болеутоляющее, «Энап» – для нормализации сосудисто-сердечной деятельности, витамины «Витум». Замыкает десятку лидеров «Мезим Форте» – средство для нормализации пищеварения.
Такую любовь к лекарствам заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников объяснил увеличением финансирования фармацевтического рынка со стороны государства. По его словам, в этом году из бюджета на лекарства было выделено 70 млрд. руб., в то время как в прошлом году – лишь 36 млрд. «Лекарство – это хлеб для больного, и хорошо что наше правительство это наконец осознало», – отметил г-н Колесников. Впрочем, по его словам, несмотря на высокие объемы финансирования, это не решает проблемы, поскольку 70 млрд. руб. составляет меньше трети объема рынка. «Все равно лекарств мы потребляем в десять раз меньше, чем в Америке, и не потому, что здоровые», – посетовал он.
Вторую причину, из-за которой увеличились продажи лекарств, эксперт видит в росте покупательной способности, ведь ежегодно доходы населения увеличиваются на 15–25%. Другие факторы – широкая рекламная кампания лекарственных средств в этом году и «мода» на здоровье у населения. «Несмотря на то, что лекарства подорожали и будут дальше дорожать, они все равно стали доступнее, чем раньше, и люди будут покупать еще больше», – резюмировал депутат. Однако, как заявил «НИ» вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев, увеличение продаж лекарств никак не связано с рекламой. «Реклама лекарств ни в коем случае не носит агитационный характер, чтобы люди пошли в аптеку и срочно закупились на всякий случай анальгином, а просто перераспределяет интерес к тому или иному бренду», – отмечает эксперт. Поэтому увеличение продаж лекарственных средств, скорее всего, связано лишь с их доступностью и увеличением доходов населения, считает г-н Евстафьев.