Posted 29 октября 2007, 21:00
Published 29 октября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:26
Updated 8 марта, 08:26
Нельзя не заметить, что общий тон высказываний правительственных чиновников о причинах роста цен в стране начал меняться. Поначалу министры объясняли это явление играми монополистов на региональных рынках, кознями посредников и перекупщиков. Под эти разговоры был подписан мораторий на повышение цен социально значимых продуктов до 31 января будущего года. Когда же дело уже сделано, речь зашла об истинных причинах, которые никакими «добровольными соглашениями» не устранить.
Так, еще до Эльвиры Набиуллиной вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин признал, что одним из факторов значительного подорожания продовольствия стало недостаточное производство сельхозтоваров. За последние семь лет объем потребления вырос в стране в 2,4 раза, тогда как производство продовольствия внутри России увеличилось лишь на 20%. Такой дисбаланс, по словам г-на Кудрина, привел к росту импорта продуктов. Ныне от 20 до 40% продовольствия, на которое взлетели цены на мировых рынках, Россия ввозит из-за рубежа.
Из этого логично следует, что ввоз должен быть дешевле. Поэтому к уже объявленным мерам по молоку предлагается снизить импортные пошлины на подсолнечное масло и овощи –морковь, свеклу и капусту. Снижение будет носить сезонный характер и пока планируется лишь до 1 июля 2008 года. Однако если ситуация не улучшится, едва ли правительство рискнет вновь их повысить. Ведь на административную «заморозку» надежда, судя по всему, слабая. Как рассказал «НИ» научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, мораторий касается только крупных торговых сетей. «Рынки договоренность практически не трогает, – сообщил он, – однако значительная часть наиболее бедных слоев населения закупается продуктами именно там».
К тому же одними «замороженными» продуктами сыт не будешь, а на другую еду продавцы держать цены не обещали. «Они вполне могут переложить часть издержек на продукцию более высокой добавленной стоимости», – сообщила «НИ» эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. «Скорее всего, продавцы будут применять своеобразное «перекрестное субсидирование». То есть, если нельзя повышать цены на молоко с низким содержанием жира, то они поднимут на что-то другое. Остается надеяться, что вменяемости предпринимателей хватит на то, чтобы повысить стоимость черной икры, а не, к примеру, чая. Впрочем, из-за порочной системы записывания убытков в инвестиции многие торговые сети сейчас находятся на грани больших неприятностей. Так что повышать цены они будут – им просто ничего другого не остается», – говорит г-н Делягин.
К такому выводу приводят и озвученные чиновниками причины подорожания. Сельское хозяйство за три месяца никак не поднимется при любых усилиях со стороны государства. И, следовательно, новый подъем цен на все не за горами. «Создается мощный инфляционный навес, – отмечает г-жа Катаранова. – На это накладываются резко увеличенные в этом году расходы государственного бюджета, которые «выстрелят» как раз к началу следующего года. Наконец, цены будут подхлестывать инфляционные ожидания».
А вот Михаил Делягин убежден, что цены не будут разморожены и после 31 января. «Думаю, что мораторий продлится до выборов президента. Дальше – лето, сезон отпусков. А вот к следующей осени все накопившиеся проблемы создадут кумулятивный эффект. Впрочем, удивляться тут нечему. У нас государство не любит ничего предпринимать, а просто откладывает трудности в долгий ящик», – подчеркнул экономист.
ПЕТЕРБУРГ «ЗАМЕРЗ» ДОБРОВОЛЬНО
Властям Петербурга удалось убедить владельцев 14 торговых сетей, четыре молочных комбината, две птицефабрики заморозить цены на обезжиренное молоко и яйца II категории. «Молочное» и «яичное» соглашения были торжественно подписаны вчера главой городского комитета по экономике, торговле и промышленному развитию (КЭРППиТ) Алексеем Сергеевым и бизнесменами. Первое действительно до 31 декабря 2007 года, второе – до 31 декабря 2008 года. Договоренность, касающаяся обезжиренных сортов молока, кефира и сметаны, заключается в следующем. Комбинаты обязались поставлять их в торговые организации по оптово-отпускным ценам, действовавшим на 20 октября 2007 года. А продавцы, в свою очередь, не будут завышать торговую наценку на эти продукты более чем на 10%. «Бизнесмены не останутся в убытке, ведь соглашение затронуло небольшой список товаров, выпускаемый с минимальной рентабельностью», – признал Алексей Сергеев. «Яичное» соглашение – это обязательство двух птицефабрик поставлять в торговые сети города куриные яйца II категории не дороже 22 руб. за десяток.
Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург