Posted 29 октября 2007, 21:00
Published 29 октября 2007, 21:00
Modified 8 марта, 08:26
Updated 8 марта, 08:26
Stabat Mater – католический гимн, рассказывающий о страданиях Девы Марии во время распятия Христа, в XVIII веке исполняли в церквях в Страстную пятницу. Музыку к гимну сочиняли разные композиторы, но самой популярной стала версия итальянца Джованни Баттиста Перголези. Он умер совсем молодым и сочинил Stabat Mater незадолго до смерти. В гимне есть две вокальные партии, которые в наше время поют две певицы – сопрано и меццо-сопрано. Но на самом деле это произведение написано не для женщин, а для певцов-кастратов, сопрано и альта. Поэтому певицы – специалистки по аутентичному пению старательно «прячут» все краски своего голоса, заставляя его звучать сдержанно и сухо, как музыкальный инструмент оркестра, ювелирно и точно отделывая каждую деталь. Поэтому было абсолютно непонятно, удастся ли Нетребко смирить свою страстность и силу и заставить голос звучать иначе.
Переход примадонны в иной жанр обычно становится сенсацией для музыкального мира. Дебют Нетребко в барочной музыке должен был состояться нынешним летом на Зальцбургском фестивале. Но дива, сославшись на ларингит, отменила свои выступления. И в результате право первенства осталось за Россией. Для московского выступления Нетребко выбрала в партнерши солистку Мариинского театра, меццо-сопрано Екатерину Семенчук, которая прославилась после того, как спела на свадьбе принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз. Аккомпанировал двум примадоннам оркестр «Солисты Москвы» под управлением немца Михаэля Гюттлера. Приглашенный дирижер Мариинки не раз выступал с Нетребко, управлял оркестром Мариинского театра, когда она пела там Виолетту в «Травиате», и поэтому может учитывать все ее причуды и капризы.
Stabat Mater идет около часа, и чтобы получился полноценный концерт, в первом отделении сыграли оркестровые сюиты из «Музыки на воде» Генделя. Было заметно, что поклонники Нетребко, собиравшиеся в зале, редко ходят на другие концерты. Во время оркестровой сюиты они аплодировали в каждой паузе, вызывая искреннее недоумение дирижера. И попытались сделать то же самое, когда на сцену вышли Нетребко и Семенчук. Но после шквала аплодисментов, раздавшегося в первой же паузе, дивы недоуменно переглянулись, и публика вдруг поняла: так часто хлопать ни к чему – и затихла, шумно переводя дыхание, когда замолкали оркестр и голоса.
Взявшись за исполнение духовной музыки, Нетребко изменилась почти до неузнаваемости. Привычное и так любимое публикой кокетство сменилось сдержанностью. Дива вышла на сцену не как обычно, с открытыми плечами, а в строгом темно-сером платье с рукавами, давая понять, что излишняя чувственность ей сейчас ни к чему. Хотя до полного смирения дело не дошло. Нетребко пела не по-барочному плоско, а полнозвучно, наполняя музыку духовной, молитвенной энергией.
Достаточно было услышать певицу, чтобы понять: слухи о том, что Анну в последнее время гораздо больше интересует не музыка, а светская жизнь, всего лишь происки ее недоброжелателей. Нетребко по-прежнему тонкий и чуткий музыкант, ее голос в отличной форме, а энергетика заряжает зал. А пока это так, диве можно петь все – от Баха до Оффенбаха.