Posted 5 июля 2006, 20:00
Published 5 июля 2006, 20:00
Modified 8 марта, 09:07
Updated 8 марта, 09:07
На фоне летней апатии музеев и галерей каждый год Новый Манеж собирает многочисленные толпы критиков, художников и тех преданных галерейных ходоков, кто еще остался в Москве. Все они приходят на страстно ожидаемое шоу с названием Форум художественных инициатив. Форум давно зарекомендовал себя как эдакий артистический КВН: его организаторы предлагают какую-нибудь острую тему (довольно общую, чтобы не сильно ограничивать фантазию), а художники в меру сил начинают либо создавать новые проекты, либо (а это случается чаще) приспосабливают уже имеющиеся вещи под запросы кураторов. Так или иначе, остроумие здесь перевешивает искусство, и вся выставка превращается в ряд аттракционов: один раз зрителей катали в гробах (тема смерти), в другой раз раскручивали за хвост крысу (тема путешествий), в третий искали родинку на любимой попе (тема – Родина). Для лета лучше не придумать.
В этом году проблема «Выбора» как будто настраивала на политические демарши. Но, к удивлению посетителей, на этом поле сыграло слишком мало игроков. При входе раздавались петиции о немедленном принятии закона по «усилению правового регулирования деятельности, направленной на самоудовлетворение в половой сфере». Далее Сергей Шутов рассадил в разных местах зала кучки плюшевых медвежат, которые держали плакаты с требованиями: «Меда!», «Мяса!», «Зимние льготы по ЖКХ!», и все вместе они назывались «Пенсионеры».
Остальные участники больше заняты личным выбором. Француженка Мюриэль Руссо провела целое социологическое исследование. Она пыталась определить, какие предметы (не более 7 штук) берет с собой человек в случаях критической ситуации. И спрашивала об этом у людей разных профессий. Затем создала несколько «Тревожных чемоданчиков», укомплектованных экстренными вещами. Так, музыкант, естественно, прихватил гитару. Журналист помимо очков схватил (непонятно, для какой надобности) микроскоп. Но самый интересный чемоданчик имеет название «90% россиян». Что взяли подавляющее количество наших соотечественников? Открываем крышку… Конечно, паспорт (без паспорта ты – ноль, это самая большая катастрофа). Самый масштабный проект, для которого даже специально выделили деньги, приехал из Норильска. Олег Осьмук и Константин Бычков создали «Форт-точку» – кабинет сетевого пользователя, который растворился то ли в виртуальной реальности, то ли, наоборот, по проводам убежал в реальный мир. Вся эта композиция из разбитого компьютера и обклеенных стен могла бы претендовать на оригинальность, если бы так сильно не напоминала знаменитую инсталляцию Ильи Кабакова 1986 года «Человек, который улетел в космос».
Если же говорить о самом остроумном проекте, то им, без всякого сомнения, оказался жест нью-йоркского художника Евгения Фикса. Он разослал во все знаменитые компании мира книжку Ленина «Империализм и эмпириокритицизм» на английском языке. При этом просил мощные капиталистические корпорации принять дар в их корпоративные библиотеки и ответить, понравился ли им презент. Кто-то просто промолчал, другие формально поблагодарили, третьи вежливо отказались и лишь единицы солидных фирм поняли иронию и ответили в том же ключе: мол, книгу получили, страстно благодарим, сотрудники уже выстроились в очереди в читальный зал. Вся электронная переписка аккуратно вывешена на красных стенах. Для кого-то главный выбор – это разбить компьютер и улететь, а для других – с помощью того же компьютера обрести свободу общения и критики.