Posted 16 мая 2006, 20:00
Published 16 мая 2006, 20:00
Modified 8 марта, 02:26
Updated 8 марта, 02:26
Пока в России нашлось только два криопациента, которые пожелали расстаться с мозгом ради вечной жизни. Первой стала 79-летняя учительница математики из Санкт-Петербурга Лидия Федоренко. Внук уговорил бабушку поучаствовать в этом деле, и после смерти старушки ее мозг был заморожен. По ее стопам пошел 60-летний москвич, в прошлом году умерший от рака. Еще при жизни он заключил контракт с фирмой, и в замороженном виде его мозг был доставлен в криохранилище под Зеленоградом.
«Крионика все больше получает распространение в мире, – заявил «Новым Известиям» гендиректор одной из компаний Данила Медведев. – В США заморожено уже 160 клиентов и около 1,5 тысячи ждут своей очереди». По словам коммерсантов, через 20–30 лет должны появиться технологии воскрешения замороженных.
Между тем обещания вечной жизни наталкиваются на серьезные возражения скептиков. Не успев зародиться, крионика уже пережила ряд кризисов. Нередко за рубежом вспыхивают скандалы, связанные с невыполнением обязательств перед клиентами. В 1979 году калифорнийское крионическое общество признало, что девять тел его клиентов испортились из-за несоблюдения технологий хранения. На данный момент из всех пациентов, замороженных до 1980 года в США, достоверно известно о сохранности лишь одного тела – профессора психологии Джеймса Бэдфорта, замороженного в 1967 году. Не дотянул до «вечной жизни» и пионер французской крионики доктор Рэймонд Мартино, распорядившийся перед смертью заморозить и себя, и жену. Из-за необратимых процессов разложения их тела пришлось кремировать. Но даже если бы они и дотянули до того светлого будущего, когда производство «говорящих голов» оказалось бы поставленным на поток, это совсем не означает, что мозг замороженных людей можно бы было легко оживить.
«В мозге находится очень много жидкости, которая при заморозке расширяется и рвет ткани, – рассказал «Новым Известиям» ученый секретарь НИИ нейрофизиологии и высшей нервной деятельности РАН Аделия Кольцова. – Технологий, предотвращающих эти повреждения, пока не существует. Но если бы они и существовали, то все равно возможное его оживление оказывается под очень большим вопросом. Ведь замораживается уже мертвый мозг. И сколько бы столетий он ни пролежал в хранилище, разморозив его, мы также получим мозг мертвый. Если замораживать, так замораживать живые ткани. Но это уже запрещено законом».
Однако, если с научной точки зрения глубокая заморозка и выглядит сомнительно, с коммерческой стороны это достаточно выгодный проект. Стоимость услуги криохранения одного тела в США превышает 150 тыс. долларов, в Москве стоимость заморозки мозга составляет примерно 9 тыс. долларов. Уже активизировались толпы мошенников, готовых «всего» за тысячу долларов заморозить мозг для последующего воскрешения. Но если учитывать, что стремление к бессмертию у людей неистребимо, этот экстравагантный бизнес будет существовать и развиваться.