Posted 26 апреля 2006,, 20:00
Published 26 апреля 2006,, 20:00
Modified 8 марта, 09:17
Updated 8 марта, 09:17
Особенно остро проблему увеличения ежемесячных трат на товары первой необходимости ощутили, судя по результатам последнего опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, жители Центрального и Сибирского федеральных округов. О существенном повышении расходов в первую очередь заявили женщины и люди с низким уровнем образования и доходов. А вот мужчины Северо-Западного федерального округа оказались в целом удовлетворены своим материальным положением и отметили лишь несущественное увеличение трат на повседневные нужды.
Ничего не изменилось за последний год в потребительских оценках населения Приволжского и Уральского округов. Там большинство опрошенных призналось, что ежедневно тратит столько же, сколько и в прошлом году, и ни копейкой больше. А 4% россиян вообще удалось в той или иной степени снизить свои привычные расходы. Но все же подавляющее большинство респондентов по всей стране с каждым годом тратят все больше и больше. Об этом заявили 75% жителей мегаполисов, 76% селян и 80% населения малых городов. У этого явления, как полагают специалисты, две основные причины: с одной стороны, растут потребности, с другой – виноват бич российской экономики – инфляция.
В ситуации, когда увеличение зарплаты не может угнаться за ростом цен, чтобы удержаться в рамках семейного бюджета, многие уже задумываются о способах экономии. Результаты масштабного исследования компании AC Nielsen говорят о том, что если наступит «черный день», россияне в первую очередь откажутся от развлечений вне дома (55%), покупки новой одежды (45%) и техники (44%). Более трети наших «продвинутых» соотечественников (36%) поищут наиболее выгодные варианты при оформлении страховок и кредитов. 34% опрошенных для стабилизации своего финансового положения готовы пожертвовать отпуском.
Но экономить на своих вредных привычках наши сограждане, в отличие от европейцев, не готовы ни при каких обстоятельствах: только 9% респондентов согласны сократить затраты на курение. Зато, если финансы прижмут к стене, выбирать более дешевые марки алкогольной продукции мы будем наравне с японцами и англичанами – 17% опрошенных. Только 18% россиян готовы переключиться на более дешевые виды продовольствия, тогда как в Европе в случае семейного финансового кризиса эта мера находит поддержку у большинства населения. В целом же система наших потребительских ценностей во многом совпадает с той, которая существует в развитых странах. Выходит, мы все-таки движемся вперед.