Posted 10 октября 2005, 20:00

Published 10 октября 2005, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

«Дитя, зачатое в скорби»

10 октября 2005, 20:00
Вчера исполнилось пять лет со дня учреждения Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Больших достижений в области экономического сотрудничества на постсоветском пространстве за это время не случилось. К тому же юбилей ознаменовался громким ска

Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота заявил журналистам, что евразийское сообщество – единственная организация в постсоветском пространстве, где действует зона свободной торговли в полном объеме. Это значит, заметил чиновник, что осуществляется свободное перемещение товаров, произведенных на территории сообщества. Однако до таможенного союза, унифицирующего торговые отношения с третьими странами, дело пока не дошло. «Мы сейчас занимаемся созданием таможенного союза и формированием единого экономического пространства, – сообщил г-н Рапота, – что требует согласования экономической политики, а в перспективе – создания единой валюты. Вопрос этот непростой, но мы к нему последовательно движемся».

Между тем даже продвинутые отношения между Россией и Белоруссией пока никак не трансформируются в создание единого союзного государства. Минск упорно не желает поступиться своими национальными интересами и принять российские правила ведения бизнеса и рубль в качестве платежного средства. Г-н Рапота по этому поводу глубокомысленно заметил, что если на то будет политическая воля, то будет и союз России с Белоруссией.

А в целом дела с интеграцией, по версии чиновника, идут неплохо. По оценке г-на Рапоты, возможный объем российских инвестиций в экономику стран – членов ЕврАзЭС в ближайшей перспективе составит более 4 млрд. долларов. Так, предстоит завершить строительство четырех ГЭС – двух в Киргизии и двух в Таджикистане. «Объем инвестиций лишь в строительство Рагунской и Сангтудинской ГЭС в Таджикистане оценивается более чем в 3 млрд. долларов, – рассказал г-н Рапота «Новым Известиям». – Сангтудинская ГЭС должна быть построена к апрелю 2009 года, а Рагунская – к 2012 году. Плюс к этому «Русал» инвестирует в алюминиевую промышленность Таджикистана порядка 400 млн. долларов. Если это произойдет, то Таджикистан полностью ликвидирует дефицит в электроэнергии и даже сможет экспортировать ее в Россию и Казахстан».

Тем временем вокруг одного из предметов гордости ЕврАзЭС разгорается нешуточный скандал. Герой российско-таджикского сотрудничества, алюминиевый король Олег Дерипаска приглашается в британский суд. Бывший партнер по бизнесу в своем исковом заявлении, поданном в лондонский Высокий суд правосудия, обвинил самого молодого отечественного миллиардера в мошенничестве, вымогательстве и тайном сговоре. Истец утверждает, что его компания создала совместное предприятие с «Русалом» для управления Таджикским алюминиевым заводом. Однако г-н Дерипаска с помощью таджикских властей захватил контроль над предприятием и выдавил своего партнера из бизнеса.

Вообще же российские предприниматели оценивают 5-летние итоги деятельности экономического сообщества, мягко говоря, сдержанно. Руководитель политологических программ Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Малютин считает, что ЕврАзЭС – это «дитя, зачатое в скорби». «Возникла типичная нежить, которая и жить не живет, и с кончиной не торопится, – не без сарказма заметил эксперт «НИ». – Деловое сообщество никак не расценивает эту структуру, поскольку деловым людям в отличие от персонажа известного анекдота нравится не процесс, а результат. А результатов не было, нет и, возможно, не будет».

По мнению г-на Малютина, если на уровне двусторонних отношений иногда кое-какие вопросы все же решать удается, то все попытки каким-то образом увязать интересы всех пяти стран всегда оканчиваются по принципу крыловского квартета – «дерут, а толку нет». Предпринимателю надо работать, а не сказки слушать. «Самое интересное в этой истории, что представителей бизнеса никто ни разу толком не выслушал, – рассказывает эксперт. – При создании ЕврАзЭС не очень-то спрашивали даже специалистов министерств торговли соответствующих стран. Просто собрались политические руководители, договорились, дали поручение своим подчиненным. Поэтому и результаты получились соответствующие».

Подпишитесь