Posted 19 января 2004, 21:00
Published 19 января 2004, 21:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
Американцы практически уже стоят по всему периметру российских границ. Военные базы США размещены в странах Центральной Азии – Узбекистане, Казахстане и Киргизии. В Азербайджане появление таковых – дело нескольких месяцев, здесь уже подгоняют бывшие советские стратегические аэродромы под стандарты НАТО. В Молдавию американские друзья войдут сразу же после того, как Приднестровье покинет последний российский солдат. В Грузии им даже не придется ждать эвакуации наших баз в Цхинвали и Ахалкалаки, они уже там и, как сами же утверждают, навсегда.
Заявление, сделанное по этому поводу послом США в Тбилиси Ричардом Майлзом, противоречит прозвучавшим совсем недавно заверениям нового грузинского руководства о том, что Грузия не предоставит свою территорию под американские базы. Президент Михаил Саакашвили говорил об этом в связи с проблемой вывода из его страны российских войск, подчеркивая, что для Грузии в будущем присутствие иностранных войск вообще нежелательно, независимо от того, под чьим они флагом. Однако, судя по всему, грузинский лидер изменил свое мнение, причем меньше, чем за 2 недели. Такой метаморфозе предшествовало обещание США передать Тбилиси безвозмездно более 160 млн. долларов. По словам министра иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе, на этом американская помощь не ограничится: несколько частных американских фондов также выразили желание помочь его стране.
В министерстве обороны Грузии «Новым Известиям» сообщили, что в ближайшее время США и Грузия подпишут план сотрудничества в военной сфере на пять лет. Предполагается, что американские инструкторы займутся подготовкой грузинских летчиков и моряков. А пока они обучают танкистов, которые дислоцируются в Гори, неподалеку от Южной Осетии. Этот факт и вызвал беспокойство руководства непризнанной республики.
Сопредседатель смешанной контрольной комиссии по урегулированию последствий грузино-осетинского вооруженного конфликта Борис Чочиев заметил вчера: «Грузинская сторона должна четко заявить о том, что эта танковая группа не будет использована против Южной Осетии». Г-н Чочиев потребовал, чтобы посредники на переговорах – ОБСЕ и Евросоюз дали оценку «милитаристским устремлениям Грузии».
Давид ДАРЧИАШВИЛИ, политолог, сотрудник Кавказского института мира, демократии и развития:
«Геополитика для Америки важнее нефти»
– Как вы прокомментируете заявление посла США в Грузии Ричарда Майлза о том, что США собираются бессрочно оставаться в Грузии?
– Это говорит о том, что США намереваются и далее активизировать взаимоотношения с Грузией, приобретающие оттенок стратегического партнерства. Сверхдержава предлагает существенную материальную, экономическую, военно-техническую, политическую поддержку в становлении и развитии нового грузинского демократического государства. С другой стороны, Грузия становится союзником политики США во всем регионе, и это может распространиться на более обширные территории Среднего Востока. Для Грузии это очень важно, потому что никакой другой международный игрок не дает столь существенную возможность этой стране стать государством. Американский интерес, конечно, вызывают геополитика и геоэкономика Грузии, но суть все-таки в американской политике, которая заключается в содействии установлению и развитию либеральных демократий по всему миру. Это главная цель США и, как мне кажется, она главнее, чем нефть или что-либо другое. В этом плане у Грузии тоже имеются рычаги влияния на данные взаимоотношения. Если грузинская политическая элита достигнет прогресса в строительстве государства, в демократизации общества, то американская помощь будет, как заметил посол Майлз, вневременной. Если этого не произойдет, то американская политика может измениться.
– Идет ли речь об открытии американских военных баз?
– Вопрос о том, быть базам или нет, четко не ставится. Просто на практике американские военные инструкторы, технические средства, отведенная им территория приобретают облик американского военного присутствия в Грузии.
– При наличии на грузинской территории российских военных баз?
– Я бы сказал, что многое здесь зависит от восприятия и субъективных оценок. В данном случае Россия сама оценивает свое военное присутствие в Грузии, как попытку сохранить одностороннее влияние на этой территории. Российская политэлита воспринимает происходящее здесь в свете игры с нулевой суммой, то есть все не могут быть в выигрыше, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Приход американцев для них болезненное явление, вывод баз – поражение. Не исключаю сосуществование этих баз какое-то время. Если у американского военного присутствия в Грузии есть более или менее определенная цель, то каковая цель российского военного присутствия, этого в Грузии никто не понимает.
Ирина АЛЕКСИДЗЕ, Тбилиси
Вячеслав НИКОНОВ, директор фонда «Политика»:
«Штаты не поддержат Грузию в войне против Абхазии и Южной Осетии»
– Зачем Америке нужна Грузия?
– Америке Грузия важна прежде всего как составная часть территории каспийского региона, она представляет интерес в плане транспортировки каспийской нефти и эксплуатации нефтепровода Баку – Джейхан. Поэтому американское военное присутствие в какой-то мере уже обозначено на территории Грузии, и оно надолго.
– Используют ли новые грузинские власти американское военное присутствие для влияния на не подконтрольные им регионы – Абхазию и Южную Осетию?
– Тбилиси, несомненно, попытается использовать данный момент для решения проблем Абхазии и Южной Осетии. Но надежды Тбилиси здесь неосновательны. США выступят как сдерживающий фактор, так как не заинтересованы в ведении Грузией военных действий против своих регионов.
Светлана ГАМОВА