Posted 24 июля 2003, 20:00
Published 24 июля 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:51
Updated 8 марта, 09:51
Вчера первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев предложил сократить избыточные функции министерств и ведомств. Правда, выяснилось, что без согласия руководителей этих структур провести административную реформу по плану Минэкономразвития невозможно.
Известно, что существует два проекта административной реформы. Один подготовлен Минэкономразвития, другой – Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). По подсчетам РСПП, за российскими министерствами и ведомствами числятся более 5000 функций. На их анализ и сокращение, по словам члена бюро правления РСПП Александра Шохина, уйдут годы. Бизнесмены предлагают правительству сразу приступить к масштабной реформе. Для этого необходимо отказаться от отраслевого принципа управления экономикой. Если исходить из этой логики, то, по словам Шохина, надо оставить восемь министерств (сейчас 23). Подлежат упразднению и большинство ведомств, разного рода госкомитетов, служб, комиссий и т.д.
Понятно, что на такие радикальные шаги чиновники пойти не могут. Вчера, например, выяснилось, что Михаил Дмитриев предлагает правительству сократить 26 избыточных функций министерств и ведомств. Но вычеркнуть эти функции можно только с согласия самих министерств. Пока, по признанию Дмитриева, «добро» от них не получено. Однако Дмитриев слишком умный чиновник и тонкий политик, для того чтобы случайно «сесть в лужу». Возможно, предвидя сопротивление некоторых весьма влиятельных фигур в правительстве, он заранее представил общественности свои наработки по административной реформе.
Из 26 функций, которые предлагает упразднить МЭРТ, самые смешные и одиозные числятся за МВД. Например, по действующему законодательству покупатели всех цветных копиров и принтеров должны зарегистрировать свои аппараты в милиции. Постановление правительства подписывалось несколько лет назад, когда цветная техника исчислялась единицами. Но с тех пор утекло много воды – сейчас черно-белые принтеры становятся анахронизмом, поэтому нет и смысла в законе. Другая несвойственная функция, которая числится за МВД, – это право приостанавливать деятельность предприятий в случае нарушения правил торговли. По словам Шаронова, это создает поле для определенных злоупотреблений и мешает развитию малого бизнеса в стране, а посему норму закона нужно ликвидировать.
От МВД не отстает и Минпромнауки. По закону это министерство имеет право регулировать деятельность финансово-промышленных групп, назначать их аудиторскую проверку и получать любую информацию по текущей деятельности! Весьма оригинальные задачи решает Минприроды. Оно оставило за собой право «лицензирования производства энергии путем использования приливов, течений и ветров». А у Министерства по антимонопольной политике нужно получить разрешение на приобретение более 20% акций любой компании. При этом за такую услугу МАП взимает немалую сумму – 500 американских долларов.
Между тем, перечислив некоторые весьма оригинальные функции министерств, Дмитриев заметил, что «те функции, которые носят наиболее серьезный и конфликтный характер» МЭРТ не затрагивало. Их после детального анализа сможет упразднить правительственная комиссия по административной реформе, председателем которой недавно назначен вице-премьер Борис Алешин. Но все же кое-какую предварительную работу МЭРТ проделало. Оно попросило все ведомства провести «паспортизацию» всех своих функций. Проще говоря, министерства должны подсчитать, сколько они потратили государственных денег на решение определенных задач, законно ли их выполнение и достигнута ли цель. Ответ, похоже, будет получен не скоро.