Posted 3 декабря 2014,, 21:00

Published 3 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Вольтова дуга искусства

Вольтова дуга искусства

3 декабря 2014, 21:00
Вольтова дуга искусства

«Занавес открылся, и суд начался» – такие пассажи очень любили театральные журналисты конца XIX века. Стиль устарел, но сам посыл не изменился. Так же, как и во все прошлые века, зрители в зале оценивают все происходящее на сцене спонтанно и отчетливо: аплодисментами или кашлем, слезами или смехом, вниманием или раздраженным уходом. «Тысячеглазое чудовище», зрительный зал, воспринимался и воспринимается как партнер и как противник, как источник сил и как черная дыра, таящая опасности. В любви и ненависти к зрительному залу объяснялись сотни актеров и десятки режиссеров.

И до сих пор, получая статуэтку «Звезда Театрала», лауреаты снова и снова возвращаются к мысли, что именно оценка зрителей – главный итог их трудов. Признание коллег – вещь важная, но живет театр, только согреваемый дыханием зала. И этот источник творческой энергии – главное.

Русская публика исторически отличалась эмоциональностью и независимостью. Если неблагоприятный отзыв в западной прессе может «убить» спектакль, потому что публика, послушно поверив рецензенту, не купит билетов, то в России никакая критика никогда не могла конкурировать с сарафанным радио. Зрители упрямо отстаивают свое право на собственное отношение к театральным событиям и не передоверяют его даже самым квалифицированным специалистам.

Можно увидеть, как забиты залы театров, в которые редко забредают критики, и как пустуют места расхваленных изо всех утюгов модных событий. При этом нельзя сказать, что публика и критика в ссоре всегда. Загадочным образом вкусы «образованных зрителей» и просто зрителей часто сходятся в вершинных точках профессии, на именах и событиях, которые равно внятны и профессионалам, и любителям театра. Постановки Льва Додина (названного зрителями лучшим режиссером) и Робера Лепажа (чей спектакль «Гамлет/Коллаж» был признан лучшей постановкой) равно любимы критиками и публикой.

И в эти минуты редкого равновесия и возникает вольтова дуга искусства, чья главная задача не разъединять, но объединять людей хотя бы в пределах театрального зала…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Художественный руководитель и директор МХТ имени А.П. Чехова Олег ТАБАКОВ:

– Я довольно давно живу и помню многое из того, что было, и даже кое-что из того времени, когда меня еще не было. Скажем, такие люди, как Собольщиков-Самарин, Канин, Слонов, очень серьезно и глубоко понимали, что такое вообще театр. А театр – это театрально-зрелищное предприятие. Какой театр нужен? Какое предприятие бывает успешным? Продукция которого востребована! И по этой части у меня в театре все нормально. Знаете, что было, когда мне пришлось сесть в кресло директора? В зрительном зале Художественного театра было 41–42% зрителей. Это было в 2000 году. Какой шаг надо было предпринять? Делать спектакли, которые захочет посмотреть максимальное количество зрителей. И всё! Я совсем не требую, чтобы это признавалось выдающимся художественным достижением.


Актриса Вера ВАСИЛЬЕВА:

– Мне нравится, что есть такой праздник «Звезда Театрала» у актеров, режиссеров, то есть у деятелей театра. Когда меня наградили этой премией в номинации «Легенда сцены», я чувствовала огромную благодарность и одновременно удивление, потому что мне кажется, что я еще не заслужила этого. А вообще я люблю эту атмосферу, люблю просто прийти и чувствовать, что мы кому-то выражаем свое восхищение, свою веру в то, что они потом сделают что-то еще лучше, или просто благодарность за уже сделанное. Участвовать в празднике приятно. Любой выбор всегда кому-то кажется необъективным, потому что это дело вкуса. И это не безусловно, как вообще все в искусстве, ведь одно и то же произведение у одних вызывает восторг, а у других – осуждение. Но количество людей, которые проголосовали за лауреатов, наверное, о чем-то говорит.


Актер Максим МАТВЕЕВ:

– Зрительская реакция для актера, конечно, важна: их мнение является самым независимым. Но лично для меня не менее ценна оценка моей работы коллегами и близкими людьми. Мнение журналистов тоже значимо, но только если их критика конструктивна. Я не понимаю, как можно какой-то спектакль запросто назвать неудачным, ведь столько сил тратится на постановку. И та же история со «Звездой Театрала»: все номинанты чудесные люди, я бы всем им дал по премии. Но, конечно, что касается номинации «Любимый театр (лучший директор)», то для меня безусловным фаворитом является Олег Павлович Табаков, в театрах которого я работаю.
"