НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
10 лет борьбы с преступностью в России. Итоги
Бандитский Петербург возвращается? Такой вопрос напрашивается, если верить статистике за январь-февраль 2021 года, ведь северная столица отметилась самым большим ростом числа совершённых преступлений: +28,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но можно ли судить лишь по картине за два прошедших месяца? «Новые Известия» проанализировали новую статистику генпрокуратуры, и выяснили, какой регион России самый опасный для людей, и как изменилась ситуация не только за последнее время, но и за 10 лет.
Стоит отметить, что в оценке структуры преступности в отчётах Генеральной прокуратуры произошли изменения. Так, например, незаконный оборот наркотиков теперь не выделяют в отдельную категорию, относя его к «прочим» преступлениям. Хотя 2 года назад, до громкого дела Ивана Голунова , правоохранители не стеснялись показывать борьбу с наркотиками (об этом «НИ» писали в 2019 году). Зато особое внимание теперь уделяют взяточничеству и злоупотреблению должностными полномочиями.
Не ходите в российские регионы гулять
Ключевые показатели по снижению преступности в стране в динамике с 2011 года выглядят вполне обнадеживающе. Но куда интереснее посмотреть на динамику в региональном разрезе. Она наглядно иллюстрирует, что далеко не везде местные власти одинаково хорошо смогли навести порядок и создать условия для безопасности населения.

Вертикаль власти у нас в стране есть, а единой вертикали результатов работы этой власти и правоохранительных органов – нет. Каждый регион по состоянию преступности уникален.
Уровень преступности в России за период 2011-2020 гг
Самым криминогенным регионом нашей страны на протяжении многих лет остаётся Тыва. Причём опасна она не карманниками и не «гаишниками», которые стремятся получить свои 200 рублей за превышение скорости, а абсолютным лидерством по числу убийств и покушений на убийство.

Естественно, в абсолютных цифрах безоговорочный лидер по числу преступлений – Москва. В прошлом году в столице было зарегистрировано более 146,5 тыс. преступлений. А, например, на Чукотке – только 786 преступлений. Можно ли говорить, что Чукотка безопаснее Москвы? Конечно, нет. В московском регионе, включая область, из которой люди приезжают в столицу в течение дня, проживает порядка 20 млн человек – седьмая часть от всего населения России. А в Чукотском АО числится только 49,3 тыс человек. Поэтому мы и вели сравнение по числу преступлений, совершённых в расчёте на 1000 жителей.

Из отличий стоит отметить, что 2 года назад восточные регионы занимали весь топ худших регионов , а теперь на волне сырьевого и коронавирусного кризиса в список самых криминальных регионов вошли республики Карелия и Коми.
Динамика уровня преступности в России за период 2011-2020 гг
*Изменение числа преступлений за 10 лет в расчёте на 1000 жителей. Для расчёта показателя за 2011 год была взята численность населения по переписи 2010 года.
Похоже, глава Тывы Шолбан Кара-оол , занимающий этот пост вот уже почти 14 лет, состоянием преступности и жизнями людей не интересуется вообще. Ни один другой регион не показывает такого роста числа убийств на 100 тыс. жителей. И главе Чукотки Роману Копину тоже следует обратить внимание на убийства в регионе и понять причину безуспешной борьбы с ними. Уподобляться Кара-оолу – не лучшая стратегия для карьерного роста.
Но есть нюанс...
Однако эксперты отмечают, что не всегда «победа» на бумаге обусловлена реальной победой над криминалом в реальности.

Александр Михайлов
генерал ФСБ в отставке
- Обратите внимание на Чечню - самый низкий процент убийств. И графа «зарегистрировано преступлений»: не зарегистрировал – и нет преступления. Вот и статистика. В Чечне в этом смысле лучшая ситуация. Зарегистрировал преступление и упал на строчку ниже. Но по ощущениям безопаснее. И это не от полиции зависит. Везде свои особенности и причины, - уточняет эксперт.

Нежелание оформлять преступления по всем правилам касается не только Чечни. Московскую область это, как считает эксперт, тоже затрагивает. Причины могут совершенно разные, но результат – один.

- Например, сотрудниками ФСБ в Подмосковье задержаны члены ОПГ, наладившие через интернет производство и сбыт синтетических наркотиков. Изъято наркотическое вещество PVP общей массой 40 кг, а также лабораторное оборудование и различные химические вещества. Но изымается из оборота только 10-15%! И здесь изъято 40 кг, а не 360 кг. А ведь из 360 кг получилось бы 4 миллиона доз! В Солнечногорске 130 тыс. жителей. Получается, солнечногорцы могут 42 года употреблять наркотики по 2 дозы в день. Все! И сколько погибнет? Срок жизни таких наркош 3 года. Еще потомкам останется, - объясняет Михайлов .

Мария Спиридонова
член Ассоциации юристов России
Определённую долю скепсиса высказывает и член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова .

- В отсутствии данных статистики по вынесенным постановлениям об отказе в возбуждении уголовных дел вряд ли можно однозначно ответить, не связано ли снижение количество возбужденных дел с одновременным ростом показателя отказов в возбуждении уголовных дел. Более того, исходя из данных регулярных опросов населения, есть немалая неучтённая категория лиц, которые не обращаются в полицию или обращаются безуспешно, либо когда заявления о преступлении были приняты, однако процессуальную проверку по ним проводить отказались под предлогом того, что заявления о преступлении являются "обращениями" и не содержат сведений о преступлениях.

Венера Шайдуллина
кандидат юридических наук
Заместитель декана Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Венера Шайдуллина также обращает внимание на ряд особенностей учёта преступлений, которые могут играть в пользу формального, а не реального снижения преступности и отмечает четыре основных фактора, которые позволили улучшить показатели по числу зарегистрированных преступлений.
1. Декриминализация ряда экономических преступлений. Например, связанных с налоговыми правонарушениями, предпринимательской деятельностью и прочих. Появились выработанные в ходе судебной практики критерии преступления, что позволяет определить грань между административным или гражданско-правовым деликтом и преступлением.

2. Появление новых преступных схем. Преступники (особенно в экономической и общественных сферах) пользуются новыми схемами совершения преступления, тем самым такие случаи либо не регистрируются, либо попадают в область гражданско-правового спора.

3. Влияние технологий на раскрываемость. Не секрет, что новые технологии позволяют в более короткие сроки раскрыть то или иное преступление. Злоумышленники располагают данным знанием, «сто раз отмеряя», прежде чем совершить преступление, что, конечно, является социальным фактором. К такому же социальному фактору можно отнести и ужесточение судебной практики по ряду преступлений.

4. Наличие латентной преступности (преступность, которая не зарегистрирована).

Цена жизни
Вернемся к нашей статистике и попытаемся понять, что еще, помимо работы правоохранительных органов, влияет на итоговые показатели преступности по стране.

Венера Шайдуллина
кандидат юридических наук
- Если мы говорим о превентивной политике, направленной на предотвращение преступлений, то в данной деятельности участвуют не только правоохранительные органы. На преступность, на мой взгляд, в большей степени влияет множество социально-экономических факторов.

Как ранее выясняли Новые Известия, на Чукотке и в Тыве шансы дожить до пенсии минимальны (16% и 19% соответственно), а главный бич этих регионов – алкоголь. И вот в Тыве, чтобы народ не спивался и не рвался совершать преступления, около года назад с вводом карантина вообще запретили продажу алкоголя. Результат оказался далёк от желаемого – в прошлом году число «пьяных» преступлений выросло на 3,6%. Увы, самые простые меры, основанные на запретах, не работают.

Мария Спиридонова
член Ассоциации юристов России
Мария Спиридонова отмечает, что не только алкоголь сам по себе является причиной совершения преступлений, но также сказываются климат и социальная неблагоустроенность.

- В части Чукотки и Магадана это еще и суровые природно-климатические условия, (4 месяца – белые ночи, с мая по июль длинный полярный день с незаходящим солнцем, а зимой непрерывная полярная ночь с длящимися сумерками), помноженные на сложные социальные условия. Проблема алкоголизма и некачественных спиртных напитков здесь как спасение от хандры при северной депрессии и отсутствии развлечений. Республика Тыва - самый бедный регион в России. При чём во многих рейтингах Тыва на последнем или одном из последних мест. В рейтинге по уровню жизни на последнем месте. В рейтинге по медицинскому обслуживанию на последнем месте. В рейтинге по доступности жилья на одном из последних мест. Тыва является одним из самых пьющих регионов России. Северная Осетия, КЧР, Адыгея - высокий уровень безработицы, который превысил средний показатель по России, проблема молодежной безработицы из-за отсутствия профильных рабочих мест. По результатам исследования эффективности борьбы с наркотиками в регионах страны - низкая эффективность антинаркотической работы, географическое положение с благоприятными условиями выращивания наркотических культур.

Однако социально-экономические факторы – это далеко не только доходы. Мы решили проверить, как соотносится изменение числа убийств с изменением среднедушевых доходов с учётом инфляции, и получили неожиданные результаты.
В регионах с худшей динамикой по убийствам - одни из лучших показателей по росту среднедушевых доходов в ценах с 2011 года. А регионы, где люди стали жить беднее, наоборот, показали положительную динамику.
В Магаданской области они выросли на 9,93 тыс. рублей, на Чукотке – на 9,65 тыс. рублей, на Камчатке – на 3,11 тыс. рублей. В Ненецком АО люди потеряли 4,81 тыс. рублей среднедушевых доходов, в Дагестане – 1,86 тыс. рублей, в Омской области – 1,51 тыс. рублей. Неужели бедность помогает сплотить людей, а богатство так развращает? Тогда у нас плохие новости: с такой тенденцией власти не будут стремиться сделать людей богаче, а просто остановятся на ограничении цен. Тихо, мирно, все довольны .

Пока что благодать настала лишь на Кавказе. Если, конечно, не обращать внимания на новости о жестоком обращении силовиков с гражданами в Чечне, на которое жалуются бойцы спецбатальона. И нельзя забывать про национальные особенности: там не всегда любят «выносить сор из избы».

Венера Шайдуллина
кандидат юридических наук
- Безусловно, традиции населения (как национальные, так и семейные) могут влиять на статистику преступности. Однако не стоит забывать о понятии «латентная преступность», которая также может быть характерна для данного региона.

Мария Спиридонова
член Ассоциации юристов России
Однако Мария Спиридонова считает, что в Чеченской республике просто установлен жёсткий порядок

- Связанно это не только с контролем лидера республики Кадырова, которому не только УК позволяет применять наказание, но и законы Шариата, при которых сам факт общественного порицания является наказанием. Соответственно действуют не только механизмы контроля, но и предотвращения преступлений.
Одно можно сказать точно: полярность регионов никуда за последние 10 лет не делась. Наоборот – реформа милиции в полицию, изменение приоритетов в поимке преступников, растущее расслоение общества только усилили разницу между наиболее благополучным и самыми криминальными регионами. И если социальные факторы лежат на поверхности, то изменение принципов работы правоохранительных органов – отдельная тема, которую мы раскроем в следующем материале «НИ».