Posted 31 июля 2021,, 12:47

Published 31 июля 2021,, 12:47

Modified 7 марта, 13:22

Updated 7 марта, 13:22

Вплоть до Третьей мировой... Чем грозит создание «тюркской армии»

Вплоть до Третьей мировой... Чем грозит создание «тюркской армии»

31 июля 2021, 12:47
Учитывая геополитические амбиции обеих стран, совместная армия Турции и Азербайджана может стать серьезной угрозой миру на Кавказе и спусковым крючком глобального военного конфликта
Сюжет
Война

Виктор Кузовков

В среду на канале «Sputnik Азербайджан» появилась очень интересная новость. Со ссылкой на главу Великого национального собрания Турции Мустафу Шентопа было сказано, что Турция и Азербайджан якобы обсуждают идею создания совместной армии. Это, якобы, вполне нормально в рамках концепции «одна нация – два государства», которой официально придерживается Анкара и которая, кажется, вполне удовлетворяет и Баку. Особых подробностей относительно будущего совместной армии приведено не было, но новость и без того оказалась довольно сенсационной.

Правда, она была довольно быстро опровергнута, а азербайджанский «Sputnik» заявил, что основанием для новости стали неточности перевода. С опровержением поспешили выступить и некоторые другие официальные и неофициальные лица. И это, в общем, можно было счесть досадной ошибкой и оговоркой, но в силу важности вопроса для России разумнее, все-таки, отнестись к нему серьезнее.

Для того, чтобы лучше понимать ситуацию, нам обязательно нужно учитывать контекст. А он довольно неприятен для России. Дело в том, что сразу несколько государств по границам России относятся к тюркоязычным. В частности, помимо Азербайджана, это сразу несколько государств Средней Азии, например, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Некоторые народы, населяющие Россию, также относятся к этой языковой семье. И в Турции, не мудрствуя, считают все эти народы турками. Там, правда, вообще на этот счет не заморачиваются, считая турками и курдов, например. А раз так, то проводится довольно жесткая политика отуречивания курдов, проживающих в Турции. Равно это относится и к другим национальным меньшинствам – скажем, грузины, проживающие на территории Турции, давно уже в массе своей говорят исключительно на турецком языке.

Все это является зримым проявлением идей пантюркизма, которые сейчас являются вполне официальной идеологией в Турции. Во всяком случае, этой идеологии придерживается и президент Турции Эрдоган, и большинство парламентских фракций и объединений в этой стране. И на примере Азербайджана мы можем довольно четко понять, как могут развиваться события сначала на некоторой части постсоветского, а затем и собственно российского пространства.

Так вот, возвращаясь к якобы ошибке спикера турецкого парламента, нужно заметить, что в настоящий момент азербайджанская армия уже, в некотором роде, является частью турецкой. Во время недавнего обострения карабахского конфликта, который привел, в итоге, к поражению Армении, именно турецкие генералы руководили операцией. Турецкие офицеры заседали в Генштабе азербайджанской армии, турецкие же офицеры и операторы сидели за пультами управления якобы азербайджанских беспилотников, а турецкий спецназ был переброшен на территорию Азербайджана и, вероятно, принимал участие в боевых действиях.

Информационный вброс, который мы видим, скорее похож на попытку прощупать реакцию Москвы на такое самоуправство турков на её «заднем дворе». Либо речь идет о банальном случае выбалтывания пока еще конфиденциальной информации: гражданские лица, к сожалению для них, часто оказываются не в состоянии оценить уровень секретности информации, которой они обладают, из-за чего утечки подобного рода становятся не такой уж редкостью.

Так или иначе, Москва может столкнуться с инициативой, серьезно влияющей на расклад сил у её границ. Создание неких надгосударственных или межгосударственных военных формирований потенциально может привести к созданию, скажем так, «тюркского НАТО» у наших границ, которое, просто в силу того, что Анкара является членом НАТО и не собирается из него выходить, автоматически станет «прокси» Брюсселя и Вашингтона. А географическое расположение государств, которые могут в нем оказаться, не оставляет нам выбора – «мягкое подбрюшье» России на юге сейчас является самой уязвимой зоной нашей обороны, и появление там любого, достаточно сильного, игрока означает для Москвы военный паралич и потенциальную катастрофу.

Чтобы представить масштаб проблемы, просто подумайте о турецких беспилотниках, которые с территории Казахстана контролируют Транссиб на протяжении нескольких тысяч километров. Это будет посильнее контроля самой Турцией Босфора и Дарданелл, а ведь этот контроль на протяжении столетий был главной геополитической болью России.

Как именно будет строиться «тюркская армия», если решение о её создании все-таки будет принято, пока сказать сложно. Можно предположить, что Азербайджан вряд ли откажется от формального суверенитета в военной сфере. Поэтому да, вариант, больше похожий на структуру современного НАТО, гораздо более вероятен. Речь может пойти о совместных формированиях, совместном (по факту – турецком) командовании некоторыми соединениями, совместном использовании воздушного пространства и транспортной инфраструктуры. И если этот опыт окажется достаточно успешным, будет, вероятно, довольно легко подключить к процессу государства Средней Азии, что и приведет, в перспективе, к созданию упомянутого выше «тюркского НАТО».

Одним из важных вопросов в таком случае становится то, какими полномочиями будет обладать командование этими совместными силами, и какими будут основания для их применения. Вопрос отнюдь не праздный – от него может зависеть, разразится ли война между Россией и Турцией уже в ближайшие пять лет.

Одним из пунктов договоренностей между Азербайджаном и Арменией по итогам войны 2020 года стало открытие так называемого Зангезурского коридора. Напомню, что Азербайджан имеет в своем составе эксклавную Нахичеванскую область – территорию, не граничащую с основной территорией страны. Чтобы было понятнее, это примерно как Калининградская область России – часть государства, с которой у нас нет общих наземных границ и транзит в которую осуществляется через Беларусь и Прибалтику. В азербайджанском же случае транзит возможен либо через территорию Армении, либо кружным путем, через Иран.

Баку, разумеется, заинтересован в налаживании прямого транзита через армянскую территорию. Причем, желательно такого, чтобы от Еревана он не очень-то и зависел. И формально есть договоренности об открытии этого коридора, на чем сейчас активно настаивает Азербайджан. Но, как обычно, договор предусматривает взаимную увязку различных требований. В частности, речь идет о выполнении азербайджаном требования об освобождении пленных, а также о некоторых нюансах уже армянского коридора в Нагорный Карабах. В общем, как сейчас любят писать в соцсетях, «все сложно».

Во время своего визита в Нахичевань президент Азербайджана Алиев прямым текстом заявил, что требует скорейшего открытия Зангезурского коридора. А в случае, если этого не случится, пообещал открыть его силой. И вот это уже очень тревожно: транзитный путь идет по международно признанной территории Армении, и нападение на эту страну, члена ОДКБ, автоматически означает вступление в войну России. Со всеми, как говорится, вытекающими…

Это не вызывало бы большой тревоги, ведь сам Азербайджан вряд ли может быть большой угрозой для России, если бы как раз не активность Турции в регионе. Совместная армия, участвующая в «освобождении» Зангезура (так азербайджанцы называют Сюникскую область Армении), автоматически приведет и к войне России с Турцией. Которая, напомню, является действующим членом НАТО. И окажется, что военные амбиции Баку станут спусковым крючком такого конфликта, который моментально может превратиться в Третью мировую войну.

А это уже серьезно…

Откровенно говоря, сейчас трудно сказать, как должна действовать Москва, если подобные инициативы будут озвучены официально. Нет, понятно, что базовая реакция должна быть резко негативной. Но как конкретно противостоять находящейся в патриотическом угаре Турции и Азербайджану, который до сих пор не отошел от военной эйфории, пока не очень ясно. Политическое влияние Москвы в регионе сейчас околонулевое, экономического влияния на Азербайджан практически вообще нет, да и Турцию мы можем припугнуть разве что падением потока российских туристов. А это, хоть и не очень приятно, вряд ли перевесит большие геополитические амбиции Анкары.

Остается только вспомнить, как многие «эксперты» с российских голубых экранов несли откровенную чушь о том, что Россия своим бездействием наказала строптивую Армению, что теперь нет препятствий для сотрудничества с богатым Азербайджаном, что происходящее в Закавказье полностью отвечает нашим интересам…

Похоже, там как раз все только начинается. И расхлебывать это острое кавказское блюдо нам предстоит не один год. А может – не одно десятилетие…

"