Posted 30 июня 2022,, 14:14

Published 30 июня 2022,, 14:14

Modified 7 марта, 12:27

Updated 7 марта, 12:27

Super Jumbo снова в небе! Как авиакомпании борются с кризисом перевозок

Super Jumbo снова в небе! Как авиакомпании борются с кризисом перевозок

30 июня 2022, 14:14
Фото: Соцсети
Самый большой пассажирский самолет в истории, который был снят с производства три года назад, опять стал пользоваться спросом.
Сюжет
Авиация

Иван Зубов

Как известно, пандемия коронавируса катастрофическим образом повлияла на объем мировых авиаперевозок, вынудив авиакомпании увольнять летный персонал. Ситуацию усугубили события в Украине. Причем, поскольку для отечественных самолетов фактически оказались закрытыми многие аэропорты мира, а для западных – небо над Россией. В итоге социальные сети полны жалоб на задержки и отмены рейсов и российских, и зарубежных.

Кошмар повсюду!

По сравнению с допандемическим нынешнее положение выглядит просто ужасающим. Вот только несколько жалоб пассажиров за последние дни:

- Летим домой через Берлин, потому что прямых рейсов до Парижа нет.

Но это все ничего по сравнению с тем, как летают рейсы в Россию.

Рейс свекрови отложили на 9 часов. А рейс других наших знакомых, которые хотели вернуться в Питер, вчера просто отменили, и сейчас они мечтают вернуться обратно, с тремя детьми, хоть как-нибудь.

- Вчера получила письмо от Lufthansa. Просят заранее прощения за плохое обслуживание. Объясняют это нехваткой персонала после увольнения во время ковида. Написали, что в ближайшие месяцы будет так же.

- Я ориентируюсь на то, что это чудо, что мы летаем. Ну да, есть неудобства при этом. Раньше это был плохой Wi-Fi, а теперь равнодушие. Но это же ерунда (для меня) по сравнению с этим чудом.

- Я не понимаю - а что случилось с авиаперевозками? Ну ладно в России - это логично. Но также не летает Европа, Америка и даже Южная Америка.

Рейсы откладывают сутками без объяснений и компенсаций. Те, что летают - летают с дичавшими задержками. Что я пропустила?

Теперь грузы «кормят» пассажиров

В ответ на эти жалобы эксперты предупреждают, что проблемы еще только начинаются.

К примеру, специалист по авиаперевозкам Ирина Кузнецова пишет:

В этой ситуации сложилась такая комбинация: 1). соотношения грузо и пассажирских - все переориентировали на груз, потом возобновились пассажирские. Они обычно спонсируют груз. Но сейчас наоборот. Цена на груз утроилась, а на пассажирские осталась. Переориентация обратно идёт медленно - это не по рейсам, а тех процессам 2). главная на сегодня - люди. За время пандемии около 20-30% персонала разошлись по другим работам. Особенно там, где требовали вакцины. Найм обратно идёт замедленно. Например, потому что каждый, даже работник багажа, должен пройти всестороннюю проверку. 3). COVID не кончился – недоукомплектованны смены, а это часто 5–10% отменённых рейсов.

Что же касается грузовых перевозок, то тут восстановление идет полным ходом, потому что все более дорогое или портящееся везут самолетом - разница в 5-8 недель это много для рабочего капитала. Кроме того, при морских перевозках нельзя обеспечить такой же уровень защиты. Так что, например, телефоны и айпэды везут самолетом, а крышки для айпэдов морем. Футболки и прочие товары широкой продажи - морем, товары от «Диора» - самолетом. Лекарства, практически все, за исключением недорогих вакцин, самолетом. Во время пандемии грузовые перевозки давали около трети выручки авиалиний.»

Со своей стороны, авиационный сервис FlightRadar24 приводит 4-летнюю статистику количества перелетов, из которой видно, что показатели 2022 года уже несколько утратили повышательный темп начала года. Впрочем, к уровням «доковидного» 2019 года динамика текущего года по-прежнему сохраняет практически неизменный отрицательный спрэд.

В условиях ограниченного воздушного пространства над Россией (включая, также, и сокращенное количество непосредственно российских авиарейсов) и полного бана неба Украины заметно выросли косты перелетов в Азию, так, например, недавно финская АК Finnair заявила о серьезном ухудшении своего финансового положения из-за удорожания азиатских рейсов. В статистику «коммерческих полетов» входят: пассажирские полеты + карго + чартеры + некоторые бизнес перелеты.

Super Jumbo вернулся!

Впрочем, авиакомпании ищут и находят выход из положения. К примеру, такой: самый большой пассажирский авиалайнер в истории, снятый с производства в 2019 году, переживает возрождение на фоне повышенного спроса на авиаперевозки, пишет Bloomberg. Это двухпалубные самолеты Airbus А380 Super Jumbo, вмещающие более 500 человек.

Напомним, что свой первый полет А380 совершил в 2005 году и покорил пассажиров своим невероятным размахом — расстояние между его крыльями почти достигает размера футбольного поля. Всего за 14-летнюю историю производства двухэтажных А380 был выпущен и поставлен заказчикам 251 самолет, однако, многие авиакомпании быстро отказались от подобных самолетов из-за высоких расходов на эксплуатацию.

К примеру, в июне 2020 года, в разгар пандемии коронавируса, авиакомпании выполнили всего 43 пассажирских рейса на самолетах A380.

Внезапное восстановление пассажиропотока вдохнуло новую жизнь в эти самолеты. По данным Cirium, в июне 2022 года запланировано почти 4000 регулярных рейсов с использованием Airbus Super Jumbo, а на январь 2023 года – 6000 рейсов. Крупнейшие авиакомпании мира предпочитают использовать его для популярных дальнемагистральных рейсов. Так, А380 компании Emirates курсирует по рейсу «Москва — Дубай». Самолеты Super Jumbo способны снизить нагрузку на аэропорты, сокращая общее число рейсов, для обслуживания каждого из которых требуется время и ресурсы.

Правда, эксперты предупреждают, что если нынешний всплеск на авиаперевозки угаснет, а цены на топливо останутся высокими, то перевозчики снова могут столкнуться с трудностями при оправдании издержек на такие огромные самолеты.

"