Posted 29 октября 2019,, 13:30

Published 29 октября 2019,, 13:30

Modified 7 марта, 15:40

Updated 7 марта, 15:40

Сергей Марков: «Бедности в России давно уже нет. Но есть застойное неблагополучие»

Сергей Марков: «Бедности в России давно уже нет. Но есть застойное неблагополучие»

29 октября 2019, 13:30
Пока в российском правительстве обсуждают, как «правильной» статистикой победить бедность, то есть извести её окаянную в отчетных бумагах, «Новые Известия» задались вопросом, который многим покажется наивным, странным или даже философским. Вопрос такой: «Когда в России исчезнет бедность?»

На эту тему мы побеседовали с политологом Сергеем Марковым.

— В России бедность уже исчезла. Если посмотреть и сравнить с бедностью 19 – 20 века. Современный бедный – человек, который принципиально богаче бедного человека прошлого и позапрошлого века. Поэтому бедность в странах «золотого миллиарда», а можно добавить ещё 500 млн китайцев, 100 млрд индусов, частично таиландцев, то 2 млрд людей живут уже в условиях относительно полного достатка (численность населения Земли на 2019 год составляет 7,6 млрд чел. – ред). Раньше бедные люди передавали ботинки от отца к сыну, а сейчас даже люди, называющие себя бедными, не могут сказать, сколько у них ботинок и сколько у них рубашек. Та бедность, в том смысле, уже практически исчезла.

— В России бедных нет?

— В России нет бедных в том смысле, в каком это было в 19-м и первой половине 20 века. Относительная бедность, конечно, будет всегда.

— Официальные данные говорят о том, что 16% населения нашей страны не может позволить себе купить сезонную пару обуви, вынуждены покупать в кредит ежедневные продукты. Это не говорит о бедности?

— Как правило, никто из этих людей не голодает. Есть группы бедных, но люди эти психически неадекватные, какими является абсолютное большинство бомжей. Их готовы поселить в специализированные клиники, но они не соглашаются, не хотят туда. Либо социально не вполне адекватные и неспособные пойти в какой-нибудь департамент, который занимается помощью очень бедным семьям, либо это алкоголики и наркоманы. Таким образом, бедных в понимании прошлых веков у нас вообще нет, а группы бедных – это люди искусственно бедные. Мы просто не научились пока работать с группами этих людей. А нам бы надо вылечить всех наркоманов, алкоголиков. Всем социально растерянным людям создать неправительственные организации, которые помогали бы социализироваться. Современная бюрократическая структура довольно жёсткая, сложная. Для бомжей тоже надо найти способ, их тоже несколько сотен тысяч человек, которые оказались в ситуации искусственной бедности. Общество не создало достаточно институтов, чтобы помочь им выйти из этой ситуации.

Если человек – наркоман, отчасти это его вина, но отчасти – вина общества, которое создало условия для наркомафии, вовремя не помогло и так далее. Надо научиться работать с такими группами людей.

Но есть и другая социальная проблема. Это не бедность, а застойное неблагополучие. Это не те 16%, о которых говорят как о бедных. Это люди, которые не голодают, они тоже не могут сказать, сколько у них ботинок и рубашек. Они часто живут в маленьких моногородах, у них нет возможности вырваться куда-то, некоторые отягощены большим количеством детей или больными родителями, либо специализация, которая не позволяет найти достойную работу. Вот эти люди застойного неблагополучия, которые нормальные, им нужно дать больше работы и перспективы. Вот они голосуют, те 16% - не голосуют, они социально не вполне адекватные. Те, которые голосуют, они возмущаются, и правильно возмущаются. Но это – не бедность, а застойное неблагополучие, и прямая обязанность государства – помочь этим людям. Так что, необходим не экономический, а социологический анализ бедности. А так в России бедности нет. Сделайте уровень отсечения пониже, и бедность будет 1%, сделайте повыше – будет 30%. Это всё искусственные манипуляции.

Подписывайтесь на канал "Новых Известий" в Яндекс.Дзен

"