Posted 28 сентября 2020,, 08:53

Published 28 сентября 2020,, 08:53

Modified 7 марта, 14:31

Updated 7 марта, 14:31

Эксперты скептически оценили ребрендинг Сбербанка

Эксперты скептически оценили ребрендинг Сбербанка

28 сентября 2020, 08:53
Как известно, в конце прошлой недели Сбербанк официально перестал быть Сбербанком, превратившись в «Сбер». О «самой большой трансформации Сбербанка за всю историю» с гордостью было рассказано в полуторачасовом рекламном ролике, с обилием 3D-графики, AR- и VR-эффектов.

Герман Греф и другие руководители банка фигурировали там на фоне красивой графики самым демократичным образом - в мягких брюках и кроссовках, рассказывая «поп-звездам» типа Боярского и Билана о том, что Сбербанк теперь уже совсем не банк.

Между тем, на Сбербанк уже подала в суд из-за плагиата после объявления о ребрендинге сеть магазинов часов, владельцы которой пожаловались на схожесть нового лого Сбера с товарным знаком, который был запатентован в 2018 году. Компания требует в иске запретить банку использовать новый логотип, а также хочет взыскать миллион рублей в качестве компенсации за неблагоприятные последствия...

Многих эксперты отнеслись к ребрендингу банка крайне скептически.

Так, экономист Антон Шабанов пишет в своем блоге:

«Главная новость прошедшей недели - это, конечно, сделка Яндекса и Тинькова. Действительно знаковое событие для нашего рынка из которого в будущем может очень многое получиться. Про саму сделку ничего говорить не стану, наверняка и так уже читали.

Мне понравилось другое: информация просочилась в СМИ буквально за пару дней до презентации другого мегапроекта: Сбербанк и Mail.Ru. Обратите внимание: не за неделю до, не после - а именно за пару дней до мероприятия Сбербанка, которое очень сильно и пафосно анонсировалось.

И вот казалось бы: причём тут разлад между Сбербанком и Яндексом? Нет связи! Но если задуматься...

Сама презентация Сбера (пора привыкать к новому бренду) не принесла чего-то кардинально нового. Да и вообще сам проект ребрендинга довольно сомнителен. Дело тут даже не в сумме затрат, а в том, что ребрендинг делался ещё совсем недавно, когда г-н Греф пришёл на должность руководителя и был масштабный ремонт отделений по всей стране.

Долго говорить об этом не хочется - вот вам просто реакция интернет-сообщества на данную презентацию. Как тонко, красиво и многогранно!.. Все мысли и чувства в одной картинке. И добавить нечего! Хотите - смейтесь, хотите - плачьте!..»

Политолог Сергей Медведев отнесся к событию крайне отрицательно:

«Проблема ребрендинга Сбера - та же, что у редизайна Фейсбука: наивная и бездарная попытка понравиться миллениалам, или как там, поколению Z: "Zадрав штаны, бежать за комсомолом". Как будто приедет такой бородатый, в кепке, в шортах с татуированными ногами, на скейтборде со стаканом фрапуччино, с кольцом в ноздре и айр-подами в ушах и принесет в банк свой первый гонорар за подборку референсов для клипа, йоу.

А ведь был отличный вековой бренд, доверие, наработанное поколениями, и терпеливые бабушки в очереди к окошку вызывали не только усмешку, но прежде всего уважение, были человеческой частью капитализации. Тем более, что в последние годы они расширил, осветили и информатизировали отделения, и очереди практически исчезли. И даже слово "сберкасса" вызывало ностальгию на уровне инстинктов -- в Германии совсем не торопятся избавляться от бренда Sparkasse, а немцы знают толк в стабильности.

И новый молодежный дизайн вызывает только легкую тошноту, как и в ФБ. Я пользуюсь маминым Сбер-онлайн, и там каждый день были симпатичные мультяшные пейзажи - утром птички на ветках, днем трудолюбивые бобры у плотины, вечером окна ночного города, немного старомодно, но человечно. Теперь там появились какие-то хлыщеватые фигуры в смелых позах и кислотных цветах, то ли герои урбанистических рендеров, то ли посетители ночного клуба: ну вот зачем моей маме эти танцоры диско, какое может быть доверие к банковской операции под такой попсовой иконографией.

Мне кажется, что стилистика нового поколения утрирована и мифологизирована, и попытка за ней угнаться вызывает чувство неловкости, как и вид молодящегося Грефа, который пытается изобразить из себя Марка Цукерберга или Тима Кука, будучи, по сути, еще одним олигархом путинской эпохи -- да, прогрессивным, не сырьевым и не кровавым -- но все же верной шестеренкой этой архаичной, неуклюжей, чадящей машины.

Подскажите мне приложение, чтобы откатиться к прежней версии Сбербанка, как в Фейсбуке. И если получится -- к прежней версии России, хотя бы до 2019-го -- я уж не говорю о версиях 2013, 2011, или даже 1999...»

Экономист Виталий Петров объяснил, чем руководствовался Греф, на основе собственного опыта работы с ним:

«Грефу не даёт покоя образ и гений Стива Джобса. Это ещё началось в Министерстве, когда он его возглавлял. Не сразу. Помнится поначалу он с усмешкой взирал на первый iPhone, демонстративно не принимал ничего англоязычного и американского, на переговорах с Cisco подчеркнул, что он говорит по-немецки и поинтересовался у американцев как у них с немецким. Те удивились, но улыбнулись. Хотя Боб Эйджи объяснил Грефу, что надо быть крутым и продвинутым, что сейчас так носят и оборудовал всё Министерство IP телефонией Cisco. Но потом понеслось.

Началось с Фрикономики. Прочитал сам, стал требовать того же и от своих советников и замов, директоров департаментов. Проклятая Вандербильдиха не давала покоя, и вот уже в 2008 году мы едем в большую поездку в Калифорнию во главе с Медведевым, встречаемся с уже сильно больным Джобсом, получаем в подарок четвёртые iPhone’ы. К этому времени Греф начинает учить английский при этом не афишируя это, практически в тайне. А потом кроссовки, эджайл, йога, брахманы и проходы по сцене. Но по сцене ходить надо не просто так, а с продуктом. Как у Него. И как Он. Но загадочная русская душа начинает опять с хвоста - с ребрендинга, изменения логотипа и с внешнего вида. А продукт подождёт. Главное, понравиться. Может Он увидит оттуда, где Он теперь рядом с Ним...»

Алексей Соловьев увидел в этом событии неизбежную монополизацию всего и вся в России:

«Цель всего этого мероприятия не в ребрендинге как таковом и не в том, чтобы молодежь понесла деньги на вклады в банк, а в том, чтобы они подписались на пакет услуг стоимостью 199 р в месяц. Это попытка получить часть этого огромного рынка , который будет только расти. Это вечный бизнес - собирать деньги с подписчиков.

Учитывая, что большая часть зарплатных проектов предприятий это Сбер/ВТБ/Открытие и люди так или иначе получают какую то зарплату , то подписаться за небольшие деньги и пользоваться музыкой , скидками на такси и ещё рядом услуг захотят многие.

Для меня эта уберизация всех сфер бизнеса печальна. Все меньше и меньше возможностей у небольших компаний конкурировать с гигантами типа Apple, Uber, Google, Facebook .

Но вот ирония судьбы: мы-то с вами считаем удобным пользоваться такси через приложение и получать разнообразный контент по подписке.

А эти гиганты убивают конкуренцию. А мы вроде как за всестороннее развитие бизнеса.

Как-то так...

P.S.

Интересно, сколько человек написали свои комментарии с iPhone?»

"