Рус
Eng

Личное или коллективное: виноваты ли граждане за действия своего государства?

Аналитика
Личное или коллективное: виноваты ли граждане за действия своего государства?
Личное или коллективное: виноваты ли граждане за действия своего государства?
28 января, 12:11Фото: Фото: Соцсети
В социальных сетях обсуждают вечный вопрос об ответственности граждан за политику, которую проводят власти его страны.

Российский психоаналитик и популярный блогер Елена Кадырова задала в своей публикации вопросом, должны ли люди, не разделяющие политики своего государства, тем не менее нести нравственную ответственность за его деяния. Нетрудно догадаться, что речь идет об угрозах России начать войну против Украины, народ которой, при этом, она якобы считает «братским». Кадырова отвечает на свой вопрос так:

«Если ты человек, то ты за все зло в этом мире в нравственном ответе, а тем более за зло, творимое твоим государством. Не надо искать в этом логики - здесь работают другие законы.

Повторю ещё раз, но теперь уберу упоминание о государстве, дабы сфокусировать на слове «нравственная», которое либо полностью отбрасывается, либо искажается его значение.

«Если ты человек, то ты за все зло в этом мире в нравственном ответе. Не надо искать в этом логики - здесь работают другие законы».

В данном контексте мною подразумевалось вот что:

Если ты человек, значит в тебе есть все то, что прорастает в этом мире - и хорошее, и мерзкое, не все ты в себе осознаёшь, но то, что не осознаёшь особенно активно прорастает. Мир нам рассказывает о нас больше, чем мы о себе знаем. Вот в этом ключе и возникает нравственное чувство или нравственная ответственность.»

За зло, творимое государством, его граждане не отвечают

Эта публикация вызвала широкий резонанс в социальных сетях, и отнюдь не все согласились с ее автором. К примеру, Александр Орфе считает, что человек не отвечает за то, что творит государство, в котором он живет:

«За зло, творимое государством (т.е. управляющей компанией) человек в ответе не больше, чем собственник жилья за махинации бухгалтерии в компании, обслуживающей его дом. Или за действия наемного охранника, который в свободное от работы время грабит киоски. А в глобальном мире все чаще возникают и смешные парадоксы - вот если у человека два-три паспорта и два государства, гражданином которых он является, находятся в конфликте, то какова его ответственность?

Нет, за действия государства гражданин ответственности не несет - ни по логике, ни по справедливости. Более того скажу - не несет он ответственности даже за действия конкретного чиновника, за которого, допустим, голосовал на выборах. Разве что подпишет бумагу в духе "я, такой-то, желаю и требую совершения данным человеком/правительством таких-то злодеяний".

Мир не черно-бел, не разделен на военно-племенные лагеря и больше не руководствуется архаическими представлениями об ответственности и прочими законами крови. Дети не отвечают за грехи родителей. Человека невозможно лишить прав за наличие паспорта государства, осуществляющего, с чьей-то точки зрения, какие-то неправильные действия. Не исключаю, конечно, что общая деградация мира и приведет к откату к первобытным принципам, но это не то, к чему нужно осознанно стремиться. Вот вы же лично не относитесь к рандомному человеку с российским паспортом хуже, чем к человеку с немецким, канадским etc?»

Вина существует, но она коллективная, а не личная

О практически неразрешимых сложностях, сопряженных с такими ситуациями, пишет Вячеслав Шушко:

«Человек может не нести личной непосредственной ответственности, но несет коллективную, в силу сопричастности с группой, обществом, государством. По причине наличия тонких связующих всех связей и возникновения в силу их причинно-следственных, но не напрямую, а опосредованно. На каком-то начальном этапе влияние на причину проблемы у человека велико, если он отказывается, то в дальнейшем способность влиять на нее падает, но ответственность за происходящее сохраняется. Все связано со всем и тут причинность ответственности каждого. Но начиная с какого-то момента проследить конкретно причинно-следственную цепочку затруднительно и тогда возникает ощущение невозможности влиять на источник проблем. Но эта возможность была в прошлом и сохраняется сейчас, но становится все более сложной…»

А вот политолог и журналист Сергей Медведев специально публикует в своем блоге фотографии киевской Стены памяти героев, погибших в «гибридной» российско-украинской войне, с таким комментарием:

«Мне тяжело вспоминать и сложно говорить о том, что я тогда переживал, солнечный киевский день отдалился, я ходил взад и вперед вдоль стены с комом в горле и слезами в глазах, испытывал горечь и жгучий стыд, глядел в эти лица и просил у них прощения. У стены лежало множество цветов, висели флаги и вымпелы, но было пусто, и только на скамейке напротив одной из секций неподвижно сидел седой человек – пройти рядом с ним я не решился.

(…) Сегодня почти каждый день на стене прибавляются новые портреты: пока мы рассуждаем о том, возможна ли нападение России на Украину, оно уже случилось, война идет уже почти восемь лет и методично собирает свой кровавый урожай. Я по-прежнему не верю, что будет вторжение, войсковая операция – но я точно знаю, что, что бы ни случилось, Украина выстоит, и на этом фронте закончится многовековая история Империи, дракон обломает зубы, с войной или без войны. И еще я теперь лучше понимаю Карла Ясперса, писавшего в послевоенной Германии о том, что есть коллективная вина и коллективная ответственность немцев, и если вина это юридическая категория, то ответственность – моральная, и эту ответственность я на себя беру: и за Крым, и за Иловайский котел, и за позорную военную истерику, в которой моя страна бьется уже полгода, и за эти лица на стене у Михайловского монастыря…»

Нельзя не добавить, что большинство читателей испытывают те же чувства, что Кадырова и Медведев:

- Чувствую то же самое - хотя давно живу не в России. Русские мои молекулы все вопиют. И тоже впервые открыла для себя Киев и Украину. Стеснялась (стыдилась!) по-русски говорить. А в ответ - столько тепла… Больно.

- Все чаще, да что говорить – постоянно - чувство стыда и ощущение вины, когда слушаешь, а уже и невозможно слушать- читаешь речи официальных лиц! Умом не постижимо- зачем, кто право дал, кому это нужно- агрессия, обвинения, унизительные высказывания. Мы ж были когда-то большой страной, про ценности человеческой жизни говорили, про слезы ребенка читали.

- Очень стыдно и очень горько. Моя бабушка родилась в Киеве. Летом 1977 года была там. Очень красивый, зелёный город. Мне и моим близким не нужна война! Уверена, что я не одинока.

- Моя покойная бабушка украинка. Получается это моих единокровных братьев за мои налоги убивают наемники и контрактники России. Позор такой политике и политикам.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter