Posted 24 июня 2022,, 08:04

Published 24 июня 2022,, 08:04

Modified 7 марта, 12:11

Updated 7 марта, 12:11

Право выбора: почему вредные продукты обязаны иметь понятные маркировки

Право выбора: почему вредные продукты обязаны иметь понятные маркировки

24 июня 2022, 08:04
"Мы предлагаем в России на законодательном уровне сделать обязательной маркировку всех продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий."
Сюжет
Еда

Такое предложение властям страны сделал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов. Разберемся, почему маркировки нужны каждому из нас.

Примечание: 16 декабря 2022 г. Дмитрий Давыдов признан иноагентом по решению Минюста РФ.

Иван Петровский

С ЛУПОЙ - ЗА КОЛБАСОЙ

Выходец из СССР, а ныне гражданин Канады Гарри Таранофф недавно приехал в Ростов навестить мать. На свой новой родине Гарри уже в течение 20 лет пропагандирует идеи здорового питания - без трансгенных жиров, избыточных солей и калорий, консервантов и химических усилителей вкуса. При этом Гарри сам является профессиональным поваром и кондитером, имеющим патент на производство тортов и выпечки без каких-либо вредных элементов и минимумом калорий.

- Смотри, какой ужас продают у вас под видом колбасы. - говорит Гарри, показывая на нарезку "сырокопченого колбасного изделия" , на упаковке которого мелким шрифтом перечислены как минимум 45 компонентов. Значение половины из них доступно лишь пониманию пищевых технологов. А их доля в продукте и вовсе не указана.

По словам Гарри, для рядового покупателя перечень консервантов, эмульгаторов, загустителей, красителей и прочего состава псевдо-колбасы - филькина грамота, которую никто изучать не будет.

- Людям нужна понятная с первого взгляда маркировка продуктов! - утверждает Гарри. - В Канаде ввели эти маркеры с 2019 года, и теперь даже школьники младших классов знают и видят, что они покупают.

По сути в странах, которые ввели маркировки вредных продуктов, а это Чили, Мексика, Перу, Уругвай, Аргентина, Израиль, нездоровую пищу приравняли к продаже сигарет и выпивки.

- Принцип простой: ты вправе купить тот или иной товар, но должен понимать последствия регулярного употребления еды с повышенным содержанием сахара, соли, насыщенных жиров, которые дают огромное количество "плохих" калорий. - говорит эксперт. - А эти последствия хорошо известны: ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые болезни, недуги системы пищеварения и многое другое, включая различные виды рака.

Для сведения: по данным Росстата, в 2018 году 21,7% россиян старше 19 лет страдало ожирением и у 40,3% наблюдался избыточный вес. Всемирная организация здравоохранения отмечает эту проблему как глобальную эпидемию: с 1975 по 2016 год доля страдающих от ожирения увеличилась в 3 раза среди взрослых и почти в 7 раз среди детей.

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МАРКИРОВКА ПРОДУКТОВ

Вопрос маркеров на еде является камнем преткновения среди экспертов, производителей и продавцов продуктов. Очевидно, что упаковки с едой не должны кошмарить покупателей, как это делается в антирекламе табачных изделий. Тем не менее, считает Дмитрий Давыдов, предупреждающие этикетки должны быть крупного размера и размещены на лицевой стороне упаковки на видном месте.

По мнению Давыдова, сдержанный, но информативный дизайн маркеров может предупреждать о 4-х факторах - превышении сахара, натрия ( то есть соли), насыщенных жиров и калорий.

Также Дмитрий Давыдов предлагает существенно ограничить рекламу продуктов, которые подлежат маркировке, запретить их продажу в детских садах и учебных заведениях и исключить из программы школьного питания.

Воплощение этого предложения приведет к следующим результатам:

Покупатели будут осведомлены о том, что приобретаемый и употребляемый ими продукт несет в себе опасность для здоровья. При этом производители будут мотивированы изготавливать более здоровую пищу, а случаи злоупотребления пищевыми продуктами существенно сократятся.

Какие же продукты из нашего повседневного рациона могут обрести предупреждающие наклейки?

Эксперт в области детского питания Екатерина Владимирова уверена, что в первой десятке наиболее вредных окажутся чипсы, газированные напитки, бургеры, магазинные кондитерские изделия, колбасы, соусы, консервы и быстросупы разных видов и названий.

- Речь не идет о том, чтобы навсегда запретить колбасы или соки в пакетах. - говорит Екатерина. - Просто люди должны понимать, что вредные продукты становятся таковыми при неумеренном потреблении. Сахар, например, не навредит, если потреблять его не более 50 граммов в день. И копченая колбаса - тоже, если есть ее не "палками", а несколько тонких кусочков. Однако потребительское поведение многих людей, которые не задумываются о последствиях, далеко от всяких норм.

КАК ЗАСТАВИТЬ МАРКИРОВАТЬ ПРОДУКТЫ

Практика показывает, что добровольности производителей и торговцев едой ждать не приходится. Почти 5 лет назад предложение о введении маркировки на товарах, содержащих избыточное количество сахара, соли и жира, было с одобрением встречено в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. «С такой инициативой выступила глава Роспотребнадзора Анна Попова, — говорила на круглом столе в Парламентской газете сенатор Ирина Гехт. — Предлагается маркировать упаковку тремя цветами — красным, зелёным или жёлтым в зависимости от содержания в продукте этих трёх составляющих».

Сама идея о маркировке неполезных товаров неплохая, соглашался генеральный директор НП «Росконтроль» Вадим Гитлин, и вполне впишется в известную мировую практику. По сути, инициатива предлагает сделать информацию о составе товара, указанного мелким шрифтом на упаковке, более заметной и наглядной. «Это может помочь потребителю сэкономить время при выборе продукта, а также даст дополнительную защиту гражданам, испытывающим те или иные проблемы со здоровьем, — рассказал Гитлин. — Другое дело, что для реализации идеи необходимо провести огромную подготовительную работу, поэтому оперативно ввести маркировку не получится».

В свою очередь Дмитрий Давыдов считает, что в основе этой подготовительной работы должен лежать недвусмысленный закон, обязывающий все причастные к процессу стороны маркировать продукты.Важно, чтобы государство шло на встречу и поддерживало такие инициативы.Иначе все добрые и полезные идеи останутся лишь благими пожеланиями.

В ответ на свое обращение в Минсельхоз РФ Дмитрий Давыдов получил ответ за подписью заместителя Директора департамента пищевой промышленности В.С. Скворцова, в котором, в частности, говорится:

"Роспотребнадзором разработаны «МР 2.3.0122-18. 2.3. Гигиена питания. Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28 февраля 2018 г.), которые содержат унифицированные подходы по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции промышленного производства в зависимости от содержания в ней добавленного сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот с учетом анализа среднесуточного потребления пищевой продукции в Российской Федерации и усредненных значений вышеуказанных критически значимых пищевых веществ. Данная цветовая индикация является добровольной (выделено нами - ред.)и предназначена для обеспечения возможности предоставления потребителю более детальной и наглядной информации о содержании в ней отдельных веществ."

В свою очередь Дмитрий Давыдов не согласился с тем, что "...перекладывание всей ответственности за оценку вредности продукта на покупателя не позволяет снизить потребление вредной пищи по нескольким причинам."

Во-первых, покупатель нуждается не только в знаниях состава потребляемого продукта, но и в профессиональном заключении о том, насколько этот продукт может оказаться вредным для него.

Во-вторых, к продуктам питания не предъявляется возрастное ограничение, и соответственно, под влияние вредной пищи легко поддаются дети и подростки из-за того, что их уровень развития не позволяет адекватно оценить ущерб, который может им принести чрезмерное потребление сладкого, соленого или жирного.

В-третьих, практика показывает, что в основной массе покупатели не уделяют внимания изучению пищевой ценности и содержанию элементов в составе продукта, или не понимают эту информацию на упаковке и не доверяют ей.

Поэтому Дмитрий Давыдов попросил пересмотреть позицию Минсельхоза и выступить инициатором введения обязательной предупреждающей метки на лицевой стороне упаковки всех продуктов питания с высоким содержанием натрия, сахара, жиров и калорий, а также ограничения рекламы таких продуктов, в первую очередь для детской аудитории.

"