Рус
Eng

Утомленные за рулем: как защитить водителей от смертельных аварий

Аналитика
Утомленные за рулем: как защитить водителей от смертельных аварий
Утомленные за рулем: как защитить водителей от смертельных аварий
6 июня, 13:19Система автономного экстренного торможения
C 6 июля 2022 года в Евросоюзе перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей без систем безопасности, предупреждающих водителя об усталости за рулем. А с 7 июля 2024 года в странах ЕС перестанут регистрировать транспортные средства, не соответствующие новым стандартам. Возможно ли внедрение их и в России?

Иван Петровский

Оказывается, есть люди, которые активно продвигают современные способы безопасного вождения. Один из них - автор проекта "20 идей для развития России" Дмитрий Давыдов. А главное стоит отметить, что на предложения Давыдова уже есть реакция властей.

ЗАСНУЛ ЗА РУЛЕМ - ПОГИБ НА ДОРОГЕ

У автора этих строк был в биографии один характерный случай. Владельцы нового предприятия в Ростовской области организовали небольшой пресс-тур с выездом за 120 км от Ростова по трассе М4 "Дон". Для перевозки журналистов наняли микроавтобус "Форд" с профессиональным водителем.

Машина была почти новая. Дорога - ровная. Погода отличная. Скорость - километров 120 в час...И вдруг видим, что "Форд" со всеми 11 пассажирами и водителем выезжает на встречную полосу, по которой несутся груженые фуры и строительные грузовики...

К счастью, в последний момент водила вырулил обратно в свой поток. Но на этом его поездка закончилась. После гневного "допроса" шофер признался, что спал всего два часа, а его предыдущая смена закончилась в пять утра. В итоге пришлось ждать, покуда транспортная компания не прислала другого водителя, и мы смогли продолжить вояж.

Однако все понимали, что были на волосок от гибели. Что выезд на встречку по загруженной федеральной трассе - это гарантированная смерть или в лучшем случае тяжелые увечья.

И к несчастью, подобные ситуации весьма типичны на дорогах всего мира.

- Невыспавшийся человек не может контролировать свое поведение за рулем автомобиля. - говорит "НИ" врач-сомнолог, профессор Александр Белов.- Люди так устроены, что "проваливаются" в сон независимо от своей воли или иллюзии того, что три чашки кофе гарантируют ему безопасную езду. Сознание отключается автоматически - как реакция на перегрузки и недосып.Вождение в состоянии утомления по своему эффекту не менее опасно, чем езда в пьяном виде.

Ученые обнаружили, что 17–19 часов без сна сопоставимы по влиянию на состояние водителя, как и 0,5 промилле алкоголя в крови (проще говоря, это состояние выпившего пол-литра водки!).

Три года назад в одной из европейских стран провели масштабное социологическое исследование. Согласно ему, каждый восьмой водитель засыпает за рулем. Опрос более чем 20 000 водителей выявил еще 37% заявивших, что они так устают, что могут уснуть в любой момент.

В России положение дел не лучше, чем в других странах. По данным старейшего автомобильного журнала "За рулем", который ссылается на опрос, 32% опрошенных в России водителей признались, что засыпали во время управления автомобилем, 3,8% из них просыпались уже от столкновения или в кювете.

- Беда в том, что только 30% опрошенных водителей практикуют самый действенный метод побороть усталость: остановить машину и поспать 20–30 минут. - говорит "НИ" автоэксперт Игорь Моржаретто. - Остальные предпочитают во что бы то ни стало продолжать движение. Одни, чтобы взбодрить себя, пьют тонизирующие напитки, другие врубают громкую музыку, третьи сами начинают петь за рулем... Но судя по статистике ДТП, помогает это далеко не всем.

Так что уповать только на сознательность водителей не приходится. Нужны технические средства, которые могли бы предупредить аварийную ситуацию.

КОГДА АВТОМОБИЛЬ ДУМАЕТ ЗА ВОДИТЕЛЯ

Иначе говоря, машина сама обязана думать за водителя (хотя и не подменять его!). В свою очередь власти должны принимать соответствующие законы и технические регламенты, обязывающие автопроизводителей ставить системы, снижающие ущерб от усталости за рулем. В этом суть предложений автора проекта "20 идей по развитию России" Дмитрия Давыдова.

В своем обращении к общественности, в Минпромторг и МВД г-н Давыдов полагает, что пример Евросоюза может быть показательным для России. И речь идет о трех устройствах, одобренных Европарламентом.

Первое - это предупреждение о сонливости и нарушении внимания (DDAW). Программа, закачанная в бортовой компьютер авто, мониторит все действия водителя и в случае опасности выдает сигнал тревоги.

Ничего революционно нового в DDAW нет. У автора этих строк Мерседес 2013 года выпуска оснащен такой системой, - если машина чувствует что-то необычное в поведении водителя, то на панели приборов появляется значок с чашкой кофе и звуковой сигнал. Это значит, что пора передохнуть и быть бдительней.

Второе устройство - это предупреждения о выезде из полосы движения (LDWS).

Эта технология отслеживает движение по полосам на дорогах, где присутствует разметка. Если транспортное средство начинает отклоняться от своей полосы на 30 см на скорости 65 км/ч и выше без включенного поворотника, то система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный, указывающий направление непреднамеренного дрейфа. Таким образом, это помогает водителю вернуть бдительность и не допустить случайного выезда за пределы желаемого пути.

LDWS изобретена не вчера вечером. Первая серийная система предупреждения о выезде с полосы движения в Европе была разработана американской компанией Iteris для коммерческих грузовиков Mercedes Actros. Система дебютировала в 2000 году и теперь доступна на многих новых автомобилях, внедорожниках и грузовиках.

Наконец, третий "борец за безопасность" - это продвинутая система экстренного торможения (AEBS).

Она автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения.

Проведённые летом 2016 года Американской автомобильной ассоциацией тесты систем автономного экстренного торможения показали очень широкий разброс результатов. Все системы автоматически включали тормоза тогда, когда водитель не делал этого, но работали по-разному. Часть систем была предназначена для исключения столкновения, другая — только для уменьшения серьёзности аварии. Хотя любое снижение скорости перед столкновением дает водителю большие преимущества в плане безопасности, отметили эксперты. Именно поэтому с 2015 года наличие AEBS на грузовиках в ЕС стало обязательным.

По мнению Дмитрия Давыдова, в России по прошествии двух лет с момента издания соответствующего закона следует запретить постановку на учет новых автомобилей без указанных выше трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также предлагается через три года после издания закона запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS. Со временем новые автомобили, оборудованные современной системой безопасности, постепенно будут вытеснять старые, и крупногабаритный коммерческий транспорт будет создавать меньше угроз на трассах страны. По мере обновления автопарка, количество ДТП по причине потери контроля в управлении транспортным средством будет сокращаться.

ЧТО ОТВЕТИЛИ В МВД И МИНПРОМТОРГЕ

Опубликованные на сайте "20 идей по развитию России" предложения были замечены в ведомствах, отвечающих за безопасность дорожного движения.

В МВД РФ согласились с тем, что безопасность дорожного движения и работа по совершенствованию законодательства в этой сфере являются "приоритетной задачей":

"Приоритетными задачами законодательства в области безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья граждан, предупреждение дорожно - транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Работа по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения ведется Госавтоинспекцией на постоянной основе." - пишет начальник отдела МВД РФ по работе с обращениями граждан А.Е.Горюнова.

Правда, как сказано в ответе МВД, выработкой техрегламентов занимается Минпромторг, а не МВД.

В свою очередь Минпромторг понял из предложений Дмитрия Давыдова, что он предлагает внедрять в России запатентованные им же устройства активной безопасности:

"Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение по вопросу внедрению в России систем безопасности транспортных средств, представленное письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. № 3/227703548947, и сообщает. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации автору и патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению и, соответственно, авторы изобретений самостоятельно решают вопросы размещения своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, следует отметить, что успешное внедрение изобретения возможно только тогда, когда Вы, как обладатель патента, сможете доказать потенциальным изготовителям и потребителям нового продукта реальную выгоду на всех этапах его применения..."

В конце своего ответа Минпромторг советует "... с целью развития и совершенствования идей до уровня проектов и осуществления отбора перспективных инновационных решений ФГУП «НАМИ» открыл онлайн-площадку «краудсорсинг «НАМИ». Данный проект дает возможность публиковать идеи и дизайнерские решения для обсуждения и совершенствования их с единомышленниками, а также получать экспертную оценку у специалистов ФГУП «НАМИ». - пишет заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Т.Г.Парсаданян.

В ответ Дмитрий Давыдов уточнил на своем сайте:

"Вы верно отмечаете, что любое новое изобретение должно стать востребованным на всех этапах применения. Как раз поэтому я и предлагаю создать эту востребованность посредством законодательного регулирования стандартов по безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, произведенным после начала действия закона. В этом случае в течение срока, отпущенного законом, высокотехнологичные инженерные компании будут регистрировать свои изобретения, пользуясь всеми описанными Вами преимуществами, которые предоставляет государство. Закон создаст стимул и укажет требования, которым должно соответствовать изобретение..."

Актуальность инициативы Давыдова сложно переоценить, ведь с усталостью за рулем сталкивается почти каждый водитель.

При этом предложение Давыдова не требует каких-то инновационных разработок, все технологии уже существуют и внедряются в новые автомобили. Все что нужно - подготовить нормативную базу для адаптации таких технологий в России. Однако судя по ответам из гос. органов, государство не заинтересовано в скорейшем решении данной проблемы.

На сегодняшний день, остается только надеяться, что опираясь на опыт других стран и на предложения Дмитрия Давыдова, государство услышит и начнет предпринимать шаги по внедрению новых технологий в скором будущем.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter