Posted 22 января 2020,, 12:43

Published 22 января 2020,, 12:43

Modified 7 марта, 15:02

Updated 7 марта, 15:02

Екатерина Шульман: «Из правительства убрали токсичных для избирателей министров»

Екатерина Шульман: «Из правительства убрали токсичных для избирателей министров»

22 января 2020, 12:43
По просьбе «Новых Известий» политолог Екатерина Шульман оценила обновленный кадровый состав российского правительства.

— Политолог Глеб Павловский высказал мнение, что от состава правительства ничего не зависит, так как министры не принимают, а выполняют решения. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

— В определённой степени он прав. Естественно, это люди исполняющие, а не принимающие решения. Это с одной стороны. С другой стороны, каждый, кто работает в сфере народного хозяйства знает, как много зависит от личности руководителя, от степени его вменяемости, от его предыдущего опыта, круга его знакомств, от его образования и умения работать. Поэтому, не преувеличивая значение этих людей, преуменьшать я бы тоже не стала. В России бюрократия - это важно. Эти люди будут распоряжаться большим объёмом бюджетных средств. А наша экономика устроена таким образом, что во многом состоит из государственного бюджета и путей его распределения. Поэтому министры – люди важные, они имеют влияние в своих областях. Не стратегическое, но тактическое.

— Что видно из композиции нового правительства?

— В социально-экономическом блоке идеологически всё осталось на месте, за исключением появления регулирующего вице-премьера Белоусова, который известен как сторонник бюджетных расходов. То есть, макроэкономическая политика ревизии не подвергается, но то, что называется на ненаучном языке «распечатывание кубышки» для обеспечения социальной части послания и утихомиривания общественного недовольства, очевидно, произойдет. Вот этим будет руководить Белоусов.

Второе: люди, непопулярные как в личном качестве, так и ассоциировавшиеся с реформами в социальном блоке, так называемой оптимизацией, ушли. Из этого не следует, что ушла сама оптимизация, но нельзя не видеть, что всех тех людей, начиная с премьера, которые активно не нравились респондентам (хотелось бы сказать – избирателям, но – респондентам), в правительстве больше нет. На их место поставлены те, кто собственной токсичности ещё не приобрели. Они могут её приобрести: много времени на это не надо. Но, тем не менее, пока её у них нет.

Я бы сравнила эти назначения с теми, которые обеспечили успех на выборах губернаторов осенью 2019 года. Тогда те главы регионов, которые считались сомнительными или рискованными с точки зрения избрания, были убраны заранее. И не раньше, чем за 11 месяцев до выборов, в регионы были присланы новые люди. Они не успевали электорату как-то опостылеть, с ними были связаны надежды на обновление или надежды на федеральные деньги. И эти люди успешно были избраны. Ни одного инцидента, подобного тому, который случился в предыдущую избирательную кампанию в сентябре восемнадцатого года, в девятнадцатом году не произошло.

Министры, конечно же, ни на какие выборы не идут, но идёт подготовка к парламентским выборам. Поэтому неприятных для граждан лиц в правительстве быть не должно. Я бы эту сторону процесса не забывала. У нас любят подсчёты, кто к какой группе принадлежит, а вот это очевидное соображение, которое у всех перед глазами, почему-то мало кто видит.

Третье: у нового премьера довольно большие кадровые полномочия. Он – настоящий глава правительства. Скажем так: у Медведева тоже был свой руководитель аппарата, а это – половина всех полномочий премьера.

Что такое правительство Российской Федерации? С организационной точки зрения, это регулярные собрания министров плюс постоянная работа аппарата правительства. Заседания правительства – ситуативное мероприятие, а аппарат работает всегда. Поэтому правительство – это аппарат правительства. Так что это важно. Сейчас в качестве руководителя и заместителей руководителя аппарата правительства пришли люди, работавшие с премьером. Плюс к этому, довольно большое количество он привёл с собой в качестве новых членов правительства. Обращает на себя внимание и количество людей, работавших с Собяниным. Этого тоже трудно не заметить.

И последнее: новые люди - типичные представители президентского кадрового резерва. Управленцы второго ряда, заместители министров, свежие лица, прошедшие через разнообразные курсы подготовки управленческих кадров. Так видит президент новое поколение руководителей, которым можно передать Россию, которые борозды не испортят, напашут в том направлении, которое им укажут, при этом будут цифровизированы и эффективны в учёте как бюджетных доходов, так и бюджетных расходов.

"