Posted 17 сентября 2021,, 09:42

Published 17 сентября 2021,, 09:42

Modified 7 марта, 13:33

Updated 7 марта, 13:33

Сдутый рейтинг: Doing Business от Всемирного банка оказался прокитайской заказухой

Сдутый рейтинг: Doing Business от Всемирного банка оказался прокитайской заказухой

17 сентября 2021, 09:42
Всемирный банк (ВБ) в четверг вечером объявил, что прекращает составление теперь уже скандального рейтинга бизнес-климата Doing Business.

Внутреннее расследование пришло к выводу, что нынешний директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева в свою бытность главным исполнительным директором ВБ оказывала давление на составителей рейтинга, чтобы продвигать в нем Китай. Сообщается, что Георгиева, ее советник Симеон Дьянков и другие члены руководства заставляли сотрудников приукрашивать бизнес-рейтинг Китая. К такому результату пришло расследование, информация была опубликована на сайте банка.

«Изменения данных по Китаю в рейтинге Doing Business 2018, по всей видимости, являются результатом двух различных разновидностей давления, которое руководство банка оказывает на команду Doing Business, – говорится в пресс-релизе.

Решение принято на основе отчета юридической компанией WilmerHale, установившей, что имели место «ненадлежащие изменения данных», касающихся Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ и Азербайджана. Так, в рейтинге за 2018 год место Китая, в частности, было завышено на семь позиций. «Оценки» также завысили Саудовской Аравии и ОАЭ, Азербайджану, наоборот, занизили.

Это решение лишило правительство России шанса выполнить поручение президента Владимира Путина - войти к 2024 году в топ-20. Для России место в рейтинге было очень важно — одно время для чиновников правительства этот показатель входил в KPI, а продвигаться в Doing Business поручал лично Владимир Путин. В последнем опубликованном рейтинге (2019) Россия занимала 28-е место.

Экономист Дмитрий Прокофьев, комментируя это событие, отметил, что реального влияния на развитие российской экономики этот рейтинг не оказывал:

«Ну в общем, Doing Business пока всё.

Было дело, начальство РФ очень упиралось в Doing Business. Рейтинг нравился из-за наглядности и универсальности. Берем главный деловой центр страны, смотрим тексты правил, регулирующих открытие в нем нового бизнеса, опрашиваем экспертов. И смотрим: где сроки выдачи разрешений короче, процедуры оформления документов проще, а налоги платить легче, — там бизнесу и лучше. Вот, говорило начальство, повысим место в рейтинге - получим рост экономки

Чиновники старались: снижали сроки регистрации учредительных документов, ускоряли получение разрешений на строительство, и сделали налоги «в один клик», и получали высокие оценки экспертов. В рейтинге Doing Business Россия действительно "поднялась" со 120 места на 28 место — всего за восемь лет! При этом, как сообщил в октябре 2020 года исполнительный директор банка от РФ Роман Маршавин, место России в рейтинге Doing Business потенциально выше 28-го, так как банк учитывает не все реализуемые в стране реформы. Россия даже предложила усовершенствовать рейтинг.

Но экономического роста так и не получилось. А теперь еще и с рейтингом проблемы.

А с малым бизнесом получилось вот что -

В статье О.И. Образцовой (РЭУ им. Г.В. Плеханова) и А.Ю. Чепуренко (НИУ ВШЭ / ФНИСЦ ИС РАН) «Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия», говорится следующее:

«Анализ динамики предпринимательского старта в РФ с января 2005 по март 2020 г. показал, что в периоде наблюдения явно выделяются три интервала:

- с 2005 по июль 2011 г. «рождаемость» (открытие предприятий малого бизнеса) превалировала над «смертностью»,

- с 2011 г. соотношение «рождаемости» и «смертности» становится неустойчивым, предпринимательский потенциал в РФ то расширяется, то сокращается,

- затем, после кратковременного всплеска в 2015 г., он резко падает, и расширение потенциала уже устойчиво сменяется его сокращением.

- с июня 2017 до марта 2020 г. наблюдается снижение числа МП в два раза и более; в некоторые месяцы (например, зимой 2018/2019 г.) предпринимательский потенциал России сокращался почти в четыре раза.

Это свидетельствует об устойчивом и значимом оттоке населения из предпринимательства в течение последних трех лет еще ДО начала пандемии коронавируса и связанных с этим шоковых изменений экономических условий»

Примечательно, что сокращение числа малых предприятий в РФ происходило как раз во время усиленной борьбы за высокие места в Doing Business. Вот так…»

"