Posted 16 июля 2021,, 09:06

Published 16 июля 2021,, 09:06

Modified 7 марта, 13:39

Updated 7 марта, 13:39

Новые красные линии в отношениях власти и оппозиционных СМИ

Новые красные линии в отношениях власти и оппозиционных СМИ

16 июля 2021, 09:06
С признанием деятельности расследовательского издания «Проект»* нежелательной на территории России, взаимоотношения государства и несистемной оппозиции наступили в новую стадию.
Сюжет
Власть

Как уже сообщали «Новые Известия» Генпрокуратура внесла американскую неправительственную организацию Project Media, Inc, созданную главредом издания «Проект»*, в перечень организаций, деятельность которых нежелательна на территории РФ. Пятерых журналистов этого издания включили в реестр иностранных агентов. Речь о главном редакторе Романе Баданине, а также о корреспондентах Ольге Чураковой, Марии Железновой, Юлии Лукьяновой и Петре Маняхине. В реестр СМИ-иноагентов их включил Минюст РФ.

Эта новость не могла не вызвать реакции экспертов. Так, политолог Татьяна Становая назвала ее ожидаемой и попыталась спрогнозировать то, как будет развиваться наступление власти на оппозиционные СМИ:

«На сайте ведомства "Проект" указывается не как СМИ, а как иностранная НКО. Это страшно, но надо признать, прогнозируемо. Для нынешней власти, если брать критически настроенные СМИ, есть три главные категории “противников".

  1. Категория первая - враги. Это все, кто так или иначе связан со структурами Навального или Ходорковского. Для Кремля они представляют собой политическое орудие, понятно, в руках Запада, нацеленное на дестабилизацию, расшатывание и прочее. Их будут уничтожать вместе (заодно) с Навальным и Ходорковским. До кучи достанется и разным интернет-платформам, социальным сетям.
  2. Категория вторая - институциональные инструменты. Это независимые СМИ, многие из которых образовались вследствие разгрома прежних мейнстримовских СМИ (но не все). Медуза*, Проект*, The Bell*, Insider*, iStories*, Media.Zona*. Они, в понимании Кремля, не сами по себе, они в чужих руках. Их кормят компроматом западные спецслужбы, ими манипулируют, используют для расшатывания. Громить их неприятно, но надо. И будут.
  3. Категория третья - системная медийная “оппозиция”. Типа “Эхо Москвы” или “Дождя”. Оставлю это без комментария, чтоб не нагнетать, но у меня нет сомнений - их “нейтрализация” - вопрос времени. Потому что они воспринимаются как “рупоры” внесистемной оппозиции. А внесистемная оппозиция у нас кто? См. пункт первый.

Во всем этом важно отдавать себе отчет, что у власти нет четкого институционального понимания того, что такое “СМИ”, экспертное сообщество, правозащитники. Просто институционально это мешает, если не под контролем. Поэтому разницы для Кремля между журналистом «Проекта» и активистом штаба Навального нет. Это по природе своей одно. Новый режим создан в 2020. Сейчас наступило время адаптации реальности к new normal…»

Аналитики из провластных структур уверены, что признание условно частного издания «Проект» нежелательной организацией — ожидаемо и даже запоздало. Их мнение транслирует популярный телеграм-канал «Незыгарь»:

«До неприличия неприкрытый проект из недр Стендфордского университета проработал поразительно долго; взявшись из ниоткуда в 2017 году. "Проект" быстро обзавелся миллионными грантами аффилированного МИ-6 «Европейского фонда за демократию» и в мгновение перетянул лучших сотрудников российского бюро BBC, начав бомбить медиапространство "эксклюзивами" чуть ли не еженедельно.

Издание не особо и скрывало своего лондонского происхождения и стабильного иностранного финансирования; документы о предоставлении грантов регулярно подавались в налоговую, где прекрасно знали об отсутствии у издания каких либо иных доходов, и все равно замечено это было только сейчас.

«Журналистское прикрытие использовалось спецслужбами с самого момента их появления, но в случае "Проекта" это всегда был отрытый и демонстративный фактор давления на российскую внутреннюю политику; часть так называемой "политики сдерживания России", в концепции которой поддержка таких "свободных" журналистов прописана в одном ряду с санкциями.

У нас наверху всегда понимали, кто атакует, и какими геополитическим запросами удары "Проекта" были вызваны — атаки западных политтехнологий топорны. Это не Грета Тунберг, не желтые жилеты и не экологические ужасы сланцевых разрывов — и против настолько неуважительных манипуляций, власти не должно были стыдиться показывать зубы», - отмечает собеседник.

Тем не менее, со слов инсайдеров, меры против "Проекта" носят исключительный характер и не будут распространены на другие СМИ с западным участием. Очерчены новые красные линии для иностранных игроков, и пока стороны будут держаться в их пределах, развития ситуации не рассматривается. Со стороны самого же "Проекта" собеседники дальнейшей эскалации не ждут. Отмечается, что за время работы "Проект" так и не смог обрести собственного политического веса в глазах российской общественности, и с утратой возможности работать на территории РФ бенефициары скорее всего перенаправят ресурсы на развитие нового проекта…»

* - включен в реестр СМИ, выполняющих на территории РФ функцию иностранного агента

"