Posted 15 ноября 2019,, 16:04

Published 15 ноября 2019,, 16:04

Modified 7 марта, 15:26

Updated 7 марта, 15:26

Елена Шомина: “Во всех городах мира ключевой житель — это наниматель”

Елена Шомина: “Во всех городах мира ключевой житель — это наниматель”

15 ноября 2019, 16:04
Фото: perm.hse.ru
Постановление о запрете на использование квартир для оказания гостиничных услуг подняло на поверхность серьёзный пласт проблем, связанных с регулированием прав и обязанностей “серых” арендодателей. Эксперт поясняет, что их необходимо выводить из тени, облагораживать и добиваться прозрачности системы.

Елена Шомина, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ в беседе с “НИ” пояснила, что бороться надо не со сдачей жилья в наём (даже на короткий срок), а за повышение уровня культуры приёма гостей, да, и самих россиян, совершающих туристические поездки. Необходимо использовать зарубежный опыт, чтобы сделать бизнес в области мини-гостиниц и хостелов — да и вообще рынка аренды — прозрачным и выгодным:

“У нас все, что касается мини-гостиниц, хостелов крайне плохо отрегулировано. С хостелами даже сложнее — это более молодежная история, а молодежь совсем иначе себя ведет не в своей квартире, и тут мы упираемся не в то, кто и что сдает, а в поведение людей, которым это по карману. Это совсем другая история — жилищного просвещения, вообще культуры поведения не дома.

Я много занимаюсь темой жилищной культуры. Как же часто люди, которые живут в многоквартирном доме, жалуются на неадекватное поведение людей, которые живут в съемных квартирах и хостелах. У нас не хватает не столько правил — потому что правила есть, на них просто плюют и те, кто снимает, и те, кто сдает, — а культуры поведения. От этого естественно страдают постоянные жители.

Я в этом году ездила в Вену, там был конгресс Международного союза квартиросъемщиков. Одна из тем, которая там поднималась — очень серьезная, которой не было раньше, это как раз система bnb, частного жилья для отдыха. И специалисты из разных стран обсуждали вопросы “туристификации”, как они это называют, жилищной сферы. С этим мы столкнулись в первый раз и еще не готовы к серьезному обсуждению.

Найм вообще во всем мире есть. Более того, есть утверждение, что “города делают наниматели, а не собственники”. Это у нас искривленное сознание и искривленная система. Во всех городах мира ключевой житель — это наниматель.

Этот короткий найм (речь не идёт о тех, кто сдает на год, два или три — там другие более стабильные отношения) является новой системой. И жители, живущие постоянно, они не против того, что человек снимает, они против того, что смена “соседей” происходит каждые два-три дня. И это то, что сейчас обсуждали на крупнейшем международном конгрессе. Это проблема, которая болит по всему миру. Но мне кажется, что мы еще не столкнулись с ней серьезно, хотя она есть и назревает. Здесь огромное количество острых углов.

Проблему хостелов надо решать, потому что мы наносим очень большой удар по всей системе гостеприимства, она ещё даже не устаканилась, а мы её уже разрушаем. Я за совершенствование этой системы, за то, чтобы делать ее более цивилизованной. Очень хочется, чтобы наши гости понимали, что они в гостях. Мы же в гостинице ведем себя не совсем так, как дома — построже. Я опасаюсь, что учитывая интересы стационарных жителей, мы систему, которая очень плохая, окончательно добьем.

Сейчас в любую страну мира можно поехать. Я сама при поездке в Вену воспользовалась системой airbnb. В ней очень много полезного и интересного, я к себе примерила эту систему, и могу сказать, что она работающая. Но зарубежный опыт имеет важную особенность — если люди вступают в эту систему, они следуют строгим правилам и платят достаточно большие налоги. Получить патент на такую деятельность — нелегко. Очень следят — не дай бог, кто напишет негативный отзыв. Система прозрачна, хорошо зарегулирована и хорошо контролируется.

У нас это все происходит в “серой зоне”, в тени.

Что касается найма жилья вообще, могу еще привести пример Норвегии. Там люди, которые сдают квартиру или комнату (правда, речь идет не о коротком найме), после того, как начинают сдавать жилье, не получают налог на недвижимость — они получают скидки, большие скидки по общему налогу на собственность, потому что делают полезное дело для всего общества. Такая система работает и в других странах, но по поводу Норвегии я могу сказать, опираясь на собственный опыт”.

"