Posted 11 декабря 2020,, 14:14

Published 11 декабря 2020,, 14:14

Modified 7 марта, 14:21

Updated 7 марта, 14:21

Русские смогли! Агросектор Дальнего Востока растет, несмотря на отсутствие китайцев

Русские смогли! Агросектор Дальнего Востока растет, несмотря на отсутствие китайцев

11 декабря 2020, 14:14
Многолетние разговоры о зависимости дальневосточной экономики от китайского капитала и рабочей силы теперь можно забыть, пандемия заставила найти все это в самой России.

Вопреки всем прогнозам, что уходом китайцев из дальневосточного региона из-за пандемии, сельское хозяйство там придет в упадок, этого не происходит, пишет на сайте Московского центра Карнеги научный сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук Иван Зуенко.

Тем более, что роль китайских рабочих в аграрной отрасли Дальнего Востока и без того падала уже несколько лет вместе с падением рубля, а пандемия лишь ускорила процесс. Казалось еще весной, что некому будет работать на полях, но дефицит кадров был компенсирован местными ресурсами. Единственная серьезная проблема, которая осталась – не число работников, а их слабая квалификация для управления новой техникой. В итоге уходящий год стал первым с конца 1980-х, когда в полях региона трудились в подавляющем большинстве русские.

Понятно, что с сезонными китайскими рабочими было проще: им и платить нужно было только в сезон, и жилье не нужно строить – он селились в бараках прямо около полей, и работали они сверх нормы без проблем. Так что теперь приходится приспосабливаться к новым условиям, поддерживая местный рынок труда.

Более того, мелкие китайские предприятия, чье конкурентное преимущество и было в эффективной работе с соотечественниками, тоже ушли, а их место занимают российские от отдельных фермеров до крупных компаний. Да и сегодняшняя ценовая конъюнктура на зерно и бобовые поощряет многих вкладываться в дальневосточные земли :цены на них растут намного быстрее, чем их себестоимость. Главная культура региона – соя с 15 тыс.руб за тонну в 2016 году подорожала до 38-43 тыс.руб в этом. Да и снижение курса рубля к доллару тоже в помощь. А главное в этом бизнесе - близость к рынку Китая, потребляющего более 100 млн тонн сои ежегодно, а производящему не более 20 млн тонн.

Безусловно, близость Китая важна, однако в долгосрочной перспективе этот фактор может сыграть роль бутылочного горлышка, не позволяющего увеличить размеры экспорта. Тут играют роль и низкая пропускная способность наземных погранпереходов, и расположение основных заводов–переработчиков сои в Китае – на юге этой страны, что сильно затрудняет развитие экспорта. Обойти это препятствие, а также и перекупщиков, можно только с помощью морских поставок, что сейчас и начинает развиваться в рамках «Плана по углублению сотрудничества между Россией и Китаем в области сои».

Еще одна позитивная тенденция заключается в регионе в том, что растет и импорт в Китай кукурузы, достигнув в этом году рекордных за последние годы показателей. И если тенденция продолжится, то наша страна может потеснить в этой сфере пока что лидирующих поставщиков кукурузы в Китай - США и Украину.

Есть у бурного развития экспорта сои в Китай и негативная сторона: поскольку весь урожай идет на продажу, не развивается сектор переработки этого сырья. Ситуация складывается примерно по тому же сценарию, что и в лесной отрасли, где выгода от продажи в тот же Китай леса-кругляка, значительно перевешивает затратную и не всегда эффективную его переработку.

Каковы же перспективы? – задается вопросом эксперт. И отвечает так:

«...Перспективное направление дальневосточного растениеводства заключается в том, чтобы с помощью современных агротехнологий повысить содержание протеина в сое и выйти на более привлекательную нишу рынка – продавать соевые бобы не для переработки в масло и комбикорм, где наша продукция конкурирует с более дешевой генномодифицированной, а для пищевых целей. Это позволит повысить добавленную стоимость, даже оставаясь исключительно источником сырья.

Другое направление – это выход из соевой золотой ловушки. Памятуя об аналогиях с лесной отраслью, дальновидным производителям стоит задуматься и о переработке, какой бы малопривлекательной в нынешних условиях она ни казалась...

С точки зрения диверсификации производства эксперименты с переводом земли под кукурузу уже оправдывают себя. Дорогостоящая, но весьма перспективная затея – это восстановление масштабной рисоводческой системы, построенной в советские годы, с прицелом на производство риса по передовым китайским технологиям. Климат и почвы в южном Приморье мало отличаются от условий в приграничных уездах китайских провинций, а местный рис считается одним из лучших в Китае.

Так что будущее за диверсификацией и повышением добавленной стоимости продукции. И то и другое требует крупных финансовых резервов и работы вдолгую. Несмотря на многолетние разговоры о зависимости дальневосточной экономики от китайского капитала и рабочей силы, все это нашлось в самой России. Правда, сделать это получилось благодаря встроенности в мировой рынок, доступности зарубежной техники и технологий, а также, будем честны, ценой закрепления статуса производителя сырья...»

"