Posted 15 июня 2017,, 17:39

Published 15 июня 2017,, 17:39

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Жил не по лжи (Владимир Мирзоев, Ксения Ларина, Олег Дорман -  о Баталове)

Жил не по лжи (Владимир Мирзоев, Ксения Ларина, Олег Дорман - о Баталове)

15 июня 2017, 17:39
Алексей Баталов был и навсегда останется голосом поколения 60-х, короткой оттепели, после которой опять наступили заморозки.

Ксения Ларина, журналист

Баталов...

Сейчас из Баталова по всем каналам будут делать правоверного советского артиста с гладкой, как полированный стол, биографией, чуть ли не потомственного рабочего Гошу.

Алексей Баталов - потомственный дворянин, антисоветчик, внук врагов народа, интеллектуал, воспитанный в семье насмешливых вольнодумцев, с детства понимавший, кто для власти свой, а кто чужой, и сам был чужим, всю свою творческую жизнь живший "вопреки".

Он никогда не был ни комсомольцем, ни коммунистом. Отказался играть роль Ленина. Отказался подписать письмо в поддержку вторжения советских войск в Чехословакию. Отказался читать на советском радио "Малую Землю" Брежнева.

Его режиссерский талант реализован лишь в малой его части: фильмы "Шинель" и "Игрок" делались в условиях жесточайшего давления, цензуры, и до сих пор еще не оценены по достоинству, по степени глубины и метафоричности. Даже "Три толстяка" запрещали, усмотрев в них антисоветский намек. Запретили снимать "Нос" по Гоголю, запретили программу по рассказам Бунина, запрещали читать на радио "Казаков" Толстого (путь от замысла до премьеры занял больше 15-ти лет!), запретили сценарий по роману Владимова.

И вот пара цитат из Баталова, которые не покажут по телевизору.

О Сталине: "Нет области, нет великого открытия, которое не было бы исцарапано когтями этой стаи бандитов: товарища Ленина и товарища Сталина. Товарищ Ленин первый, кто публично объявил красный террор. Вообразите себе: после войны Сталин вычищал Москву от инвалидов, которые передвигались на колясочках, на дощечках... Дабы не портили вид города-победителя. Сталин - убийца и с самого начала был двуличным животным. Выиграл войну никакой не Сталин! Выиграли русские люди, которые, включая и моего дядю, пошли добровольцами умирать и своими телами заткнули эту войну... Сталин даже не в крови, он весь из крови погибших!"

О Чехове: "Чехов жил поперек реальности. Однажды он закашлялся, когда писал, и на рукопись упали капельки крови. Чехов как врач понимал, что это туберкулез. Но он отправился на Сахалин - даже не в поезде, а на лошадях, останавливался в каждом остроге и пытался провести перепись заключенных. Этот нравственный пример передается из поколения в поколение. По таким людям, как он, в мире судят о нас, русских. Не обязательно, чтобы вся нация состояла из апостолов, но обязательно, чтобы были избранные. Чтобы кто-то предстоял пред Господом, как Серафим Саровский.

О цензуре: "В ленте «Игрок», снятой по Достоевскому, француженка говорит генералу, бросившему на ее постель сто тысяч рублей: «Ты настоящий русский!». Реплику вырезали: настоящий русский - это Гагарин.))"

Соболезнования всем близким, друзьям, ученикам, всем Ардовым-Баталовым, это вековое древо еще будет давать свои плоды, вот увидите, такие фамилии не кончаются.

на фото - Баталов с женой Гитаной, цыганкой и циркачкой...

Владимир Мирзоев, режиссёр

Алексей Баталов был и навсегда останется голосом поколения 60-х, короткой оттепели, после которой опять наступили заморозки. «Летят журавли» Колотозова и «Девять дней одного года» Ромма - главные фильмы этой эпохи, эпохи надежд, когда вдруг показалось, что можно забыть кровь и ужас сталинского террора и начать с чистого листа – писать стихи, говорить о космосе, гулять в белых платьях под июльским дождем. В стране рабочих и крестьян (и сомнительной диктатуры пролетариата), вдруг появился интеллигентный герой – не скользкий слизняк, а настоящий герой, умный, честный, с обезоруживающей улыбкой.

Актеры такого сверхчеловеческого обаяния рождаются нечасто. Баталов был нежно любим публикой, режиссерами, коллегами, и при этом оставался человеком скромным, даже застенчивым. Возможно, его уход в режиссуру (ненадолго) связан с этим желанием – не быть в ярком свете, сочинять, оставаясь за кадром, за кулисами. Баталов снимал фильмы, похожие на него самого: добрая, ироничная, но при этом ядовитая сказка – «Три толстяка», взвинченный до потери почвы под ногами «Игрок», пронзительная, полная жалости и сочувствия к человеку «Шинель».

Когда подморозило сильно, Баталов-режиссер замолчал, вернулся в актерскую профессию. Преподавал во ВГИКе, писал киносценарии, делал спектакли на радио, озвучивал документальные фильмы, анимацию. Его изумительный голос звучит в шедевре Норштейна «Ежик в тумане». Алексей Владимирович прожил долгую жизнь, в которой было много любви, много горя, и очень много творческой работы. Баталов никогда не останавливался, не скучал, не унывал. В восемьдесят лет его рукопожатие было удивительно крепким и молодым, и таким же крепким и молодым был его дух. До самого конца.

Олег Дорман, кинорежиссер.

Самым лучшим комментарием будет, думаю, короткий и потрясающий монолог Алексея Владимировича из нашего фильма: "Свой голос" (режиссер Олег Дорман, оператор Вадим Юсов).

«Эти семьдесят лет, кроме всего прочего, и кроме моих собственных – бабушки, которая всю жизнь просидела и так заключённой и умерла, дедушки, который валяется, его даже найти нельзя – он в общей яме Владимирской тюрьмы… другой дедушка, который под Кандалакшей замёрз в лесу. Дядя, который долго просидел… и так далее, и так далее… не говоря о великих людях, скажем, о Мандельштаме, о Флоренском. Вы понимаете, как бы на минуточку забылось и не говорилось об этом. Эти семьдесят лет дали таких великих… даже не дали, обнаружили таких верных этой земле людей, такие невероятные богатства предъявившие миру, что я думаю, трудно отыскать в российской истории другой период, который дал бы, говоря старинным церковным языком, такое количество мучеников и жертв во имя самого главного и самого высокого. Не следует этого забывать, потому что это основания самые верные для нравственности, для возрождения. Как важно, что мы можем их богатством и их подвигом реально воспользоваться и положить его в карман для гордости. Это не пустые, не пустые годы. Годы страданий не могут быть пустыми…»

"