Posted 1 марта 2019,, 13:02

Published 1 марта 2019,, 13:02

Modified 7 марта, 15:59

Updated 7 марта, 15:59

Американские эксперты обеспокоены сближением Китая и России

Американские эксперты обеспокоены сближением Китая и России

1 марта 2019, 13:02
Политологи США все чаще говорят о том, что в мире складывается ситуация похожая на противостояние времен «холодной войны»

Американские эксперты оценили риски, которым подвергается сегодня западная либеральная демократия. Исследование Института Брукингса выявило интересную тенденцию: мировые авторитарные режимы осознали общности своих интересов в противодействии развитым демократиям.

В мировой политике, по утверждению ученых, нарастает суммарный эффект от двух связанных между собой процессов.

Во-первых, это сложное положение в самих демократических странах: «Мощные демократии Трансатлантического сообщества (оплота западного миропорядка) сталкиваются с политическими неурядицами дома и снижением либеральной направленности своих правительств… Особенно иллюстративен одновременный выбор Соединенными Штатами и Великобританией протекционизма вместо основанных на правилах торговых систем, которые они когда-то так энергично поддерживали, и приход к власти крайне правых, популистских, а порой и авторитарных партий в государствах-членах ЕС и НАТО, которые предпочитают национализм и нелиберальную демократию, а не интеграцию и сотрудничество».

А во-вторых, демократии уступают позиции авторитарным режимам: «Китай перешел от осторожного взращивания своей силы к демонстрации своих мускулов в Азии и созданию основы для укрепляющегося влияния на международном уровне. Россия, геополитически более слабая, но не испытывающая недостатка в упорстве, удвоила свои усилия по дестабилизации НАТО и Европейского Союза, и вновь зарекомендовала себя как игрок на мировой арене».

Обе страны, сказано в докладе, стремятся расширить свое военное и экономическое влияние в разных регионах (Россия – в Европе, Китай – в Юго-Восточной Азии), ослабить демократические институты и нормы, ставящие под вопрос их внутреннюю легитимность этих властей дома, а также уменьшить ведущую роль Запада в современном мире. Одинаковые сценарии, которые используются во внутренней и внешней политике ПРи этом антилиберальные лидеры используют в политике (внутренней и внешней) одинаковые технологии, что способствует созданию с помощью популистских националистических сил «интернационала националистов». К тому же во многих аспектах, включая и военный, укрепляется взаимодействие России и Китая, что серьезно угрожает безопасности США.

Во время презентации этого доклада, президент Института Брукингса Джон Аллен сказал:

«Сейчас, с появлением вызовов для демократии в самих США, на пространстве Европы, с подъемом антилиберализма, нетолерантности и нецивилизованности в их наиболее уродливых формах, с тем давлением, под которым оказались капитализм и свободная торговля, с усилением наших соперников мы можем оказаться в положении, что если мы ничего не сделаем, то демократия станет самым кратким из периодов многообещающих систем власти в истории.

«Я провел всю свою жизнь в защите демократии и сохранении этого образа жизни, иногда далеко за пределами США. В то время, как другие начинают склоняться к тому, чтобы дать демократии уйти и воспринять некую альтернативную ей модель, я отказываюсь поверить в то, что таким может быть наш выбор.» – заявил Джон Аллен, четырехзвездный генерал морской пехоты в отставке, долгое время занимавший высокие должности в армии США и командовавший американскими войсками в Афганистане.

В свою очередь, сенатор США Джин Шахин в своем выступлении отметила:

«Этому отступлению демократии способствовала скорость и доступность новых технологий, а также усилия по распространению дезинформации и подавлению несогласных… Повышение использования социальных медиа и эволюция в технологиях говорит нам, что у нас осталось очень небольшое время до того, как опасность станет еще сильнее. (...) За то время, что я работаю в Сенате, мы видели, что Кремль использует гибридные способы атаки на демократические выборы по всему миру, в том числе и в США, мы наблюдали военную и экономическую экспансию Китая в Европе, Азии, Африке и Латинской Америки...»

Сенатор также посетовала на то, что президент Трамп хотел сократить на 40% программы США по укреплению демократии в мире, а также занимает не слишком жесткую позицию в отношении Кремля и властей Саудовской Аравии.

Эксперт Института Брукингса Брюс Джонс в интервью «Голосу Америки» заметил:

«У Путина без Си Цзиньпина не было бы достаточно ресурсов, твердости и даже идей для того, чтобы соревноваться с Западом. Но Путин плюс Си Цзиньпин – это уже совсем другая проблема. При этом Китай – гораздо более сильный игрок, но у Путина тоже есть определенная сила, в особенности – на европейском фланге. И в последние годы я вижу, что Китай пытается поймать момент слабости Запада, и в этот момент продвинуться, развить свое преимущество, в то время как западные страны разделены и погружены во внутренние проблемы. Для Путина это желание Китая наступать также открывает возможности влияния, а Китай доволен желанием России идти на риск и использовать свои военные возможности в тех ситуациях, когда Китай не хочет рисковать. (...)

Они начали работать вместе для того, чтобы воспользоваться возможностью вместе подорвать демократическую систему в мире. В последние 30 лет именно развитые демократии практически полностью отвечали за миропорядок. Но внутренние слабости этих стран, а также способность Китая и России найти точки совместного приложения усилий, повернули ситуацию в новое русло: нам сейчас приходится признать, что мы имеем дело с новым видом соперничества, которое не ограничивается только установлением «сфер интересов», а идет глубже – оно уже касается в принципе того влияния, которое демократия имеет на устройство мира.

При этом Китай и Россия – государства, устроенные принципиально по-разному, у них сталкивающиеся интересы, и, если Запад перестанет быть их общим соперником, их противоречия вернутся в полную силу. То, что их сейчас объединяет – это ощущение того, что Запад сейчас очень слаб: «Брекзит», разлад в Европе по поводу миграции, фактор Трампа, и так далее. И это ощущение настолько важно, что они смогли временно позабыть о конкуренции между собой даже в таких регионах, как Центральная Азия...

(...) Путин использует всю эту рекламу нового оружия, потому что им больше особенно нечем посоревноваться с Западом: экономика слабая, с друзьями и союзниками тоже плохо. Поэтому все, что ему осталось – это использовать военные методы влияния и показывать, что он готов идти на риск. Оружие, за использованием Россией которого США наблюдали в Сирии, оказалось не таким уж и новым. Когда пришлось иметь дело с С-300 и С-400 в Сирии, их для американских военных оказалось довольно просто обойти. В моем понимании, Россия в итоге представляет для нас гораздо меньший вызов, чем Китай».

"