Рус
Eng
В пропасть - по накатанной. Куда мы едем по рельсам авторитарности

В пропасть - по накатанной. Куда мы едем по рельсам авторитарности
Мнение

12 февраля 2018, 11:05
Петр Филиппов
Экономист, общественный деятель
Из корыстных побуждений власть делает всё для поддержания и сохранения средневековых традиций народа.

Обсуждая будущее России, полезно знать о причинах бедности народов. Нам кажется, что везде - как у нас. Были бы деньги - и чиновника можно купить, и закон можно обойти. Но это не так. Не похожа жизнь шведов на жизнь россиян. Не только одеждой и пищей. Не похожа культурой: прогрессивная у одних, противящаяся прогрессу у других. Отсюда и разный уровень жизни. Об этом пишет Лоуренс Харрисон в своей книге «Кто процветает?».

В начале прошлого века Аргентина по уровню благосостояния соперничала с США. С 1930 г. ее золотой век сменился гонкой вооружений, экономической, политической и моральной деградацией общества в период президентства Перрона. Затем 17 лет правления военных диктаторов, когда многие тысячи людей стали «без вести пропавшими». Мы, россияне, сами пережили сталинский террор, участвовали в агрессии против стран Балтии и Финляндии. Сегодня мы власти лишают свободы собираемся на митинги и выступать против произвола, казнокрадства и коррупции. Нам есть что вспомнить, и с чем сравнить.

Мариано Грондона, аргентинский журналист и ученый, показал, что именно культура народа, его менталитет стали причиной обнищания Аргентины. Противящуюся прогрессу культуру считают отсталость и многие известные экономисты и политологи, такие как Д. Аджимоглу и Д.А. Робинсон («Почему одни страны богатые, а другие бедные»). В обществах, ориентированных на прогресс, уважают отдельного человека и доверяют ему. Там нет вопиющего имущественного расслоения, как у нас, а капитал богатых идет не столько на престижное потребление, сколько на развитие новых производств. Как у Маска. Воровство, коррупция, казнокрадство в обществе не принимаются, с ними борются не только полиция, но и сами граждане. Для нас это непостижимо!

Но есть народы, чьи культуры противятся прогрессу. Там человек мало что значит. Любой незнакомец подозревается в плохих намерениях. Там везде охранники, а в квартирах - железные двери. Граждане уверены: верить можно только своим. Поэтому, например, не получается создавать кооперативы в Таиланде.

Такие культуры порождают авторитарную власть, причем не только в государстве, но и в компаниях. Как отмечают социологи, россияне тоже предпочитают на производстве авторитарный стиль управления: директор приказал, а наше дело выполнить. Большинство жителей РФ считает армейскую организацию власти самой лучшей. При такой культуре всегда рано или поздно начинаются репрессии против диссидентов и оппозиции. Если они критикуют нашу власть - они враги! При этом происходит запредельное обогащение власти имущих. Сравните нашу культуру и культуру шведов, которые гордятся своей честностью, исправно платят налоги и практически обходятся без охраны.

В обществе, ориентированном на прогресс, моральной ответственности на ответственном эгоизме и взаимном уважении. Человек сам честно должен добиться достойной жизни для себя и своей семьи. Уважается хорошо выполненная работа, учтивость, опрятность, пунктуальность. Там люди, преодолевая трудности, строят достойную жизнь в мире, а не надеются на государственные подачки или на счастье в вымышленном загробном мире.

Напротив, в культурах, против прогрессу, спасение от невзгод люди ищут в уходе от рисков и проблем. Идут в монастырь. Или, как шахиды, взрывают себя, надеются на счастье в мире ином. Те, кто проявляет предприимчивость и трудолюбие, вызывают подозрение.

В прогрессивном обществе цель человека является стремление к самосовершенствованию, к уважению окружающих. Хотя не всякий силен в высшей математике, не у всех есть актерские способности. Но граждане считают: к достойной жизни надо стремиться.

А в культуре, которая против продолжения прогресса, такого выраженного стремления к достойной жизни нет. Есть лень, безразличие, пассивность, безделье. Там духовные и политические проповедники используют пороки людей для того, чтобы внушить людям чувство вины и сделать их своей послушной паствой.

Главное различие культур - в уважении к закону. В прогрессивном обществе закон - это то, что нужно исполнять. Таково правило жизни. Мы видим это на примере США, где закон исполняется людьми добровольно и почти инстинктивно, где он обязателен для всех, в том числе и для президента. Люди знают свои законные права и никому не позволять ими пренебрегать. Там закон является фундаментом власти и нарушения закона ведет к увольнению, импичменту или тюремному сроку. В культуре, противящихся прогрессу, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».

При прогрессивной культуре неизбежного итогового развития есть реальная демократия, которая кладет конец авторитаризму и укрепляет плюрализм, разнообразие взглядов. Напротив, в культуре, противящихся прогрессу, фиктивная «демократия» используется как одежда для новых форм авторитаризма.

Сравнительные те культурные ценности, которые, по типологии Грондоны, способствуют или, напротив, противостоят прогрессу.

  • Религия оправдывает успех в культуре и в жизни. Религия оправдывает упорный труд.
    • Религия оправдывает страдание, обещает счастье в загробной жизни, прощает грехи и подталкивает к новому.
  • Богатство - это результат цен и трудолюбия. Богатство народа прирастает трудом и предприимчивостью.
    • Богатство - это ограниченный ресурс, как земля. Главное, не стесняясь в средствах, побольше урвать для себя лично.
  • Конкуренция - это двигатель прогресса.
    • Конкуренция - это форма агрессии, угрожающая сплоченности нации.
  • Справедливость в экономике требует сбережений и инвестиций для блага будущих поколений.
    • Справедливость в экономике - раздать всем поровну, чтобы можно было проесть, пропить и истратить деньги уже сегодня.
  • Труд - это нравственный долг, это форма самовыражения и самоудовлетворения человека.
    • Труд - это бремя, неизбежное зло, удовлетворение человек находит вне работы, за чаркой водки.
  • Инакомыслие очень важно для поиска истины и совершенствования общества.
    • Диссидент - это преступник, иностранный агент, враг нашей стабильности.
  • Образование - условие для творчества человека.
    • Образование нужно для упрочения ортодоксальных взглядов, чтобы больше верили в Аллаха или Христа.
  • Прагматизм, рационализм, эмпиризм, утилитаризм - главные ценности общества.
    • Главные ценности - наши традиции и моя удача. Но в итоге почему-то наблюдается застой
  • Людей нацелены на будущее - ведь на него можно повлиять!
    • Мысли людей устремлены в прошлое - в будущем все неясно, неизвестно, как повезет, как сложится судьба?
  • Мир - пространство для наших действий.
    • Мир во власти непреодолимых сил и внушает людям страх.
  • Жизнь - это то, что я сделаю, чего добьюсь.
    • Жизнь идет сама по себе, это то, что происходит со мной помимо моей воли.
  • Оптимизм - это норма общества, это даже наш долг.
    • Наша цель - выжить, пессимизм для нас естественен!
  • Зададим себе вопрос: какая культура, какой менталитет у россиян? Живем в стране, которая находится в постыдном политическом и тяжелейшем экономическом положении, но при этом уверены, что страна переживает триумф и обрела огромный вес в мире. Главное - вооружаться! Мы терпим воровство, коррупцию, кризис медицины и образования, продажный и зависимый от власти суд. С такой культурой дворовых хулиганов и бездельников светлого будущего нам не видать. Если мы и выйдем на площадь, то потому что подешевеет нефть и есть будет нечего. Выйдем, потому что прилавки пустые. А остальное нам не важно. Наша культура - против прогресса, но за хорошую пайку! Можно ли изменить культуру народа? Известности случаи, когда культура народа менялась в течение одного-двух поколений. Примеры: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай. Изменение условий жизни, эффективная борьба с коррупцией и казнокрадством меняют менталитет и поведение людей достаточно быстро. Мы видим это на примере быстрого менталитета восточных немцев. Но при сохранении традиционных организаций в стране ментальные установки народа сохраняются и передаются из поколения в поколение. Именно они определяют, в действительный счет, и формальные институты, и законы, и характер власти. Власть же, из корыстных побуждений, делает все для поддержания и сохранения средневековых традиций народа. Отсюда и возникает «авторитарная колея», по которой мы катимся столетиями.

    Оригинал здесь

    Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter