Posted 28 января 2015,, 21:00

Published 28 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Безголосые делегаты

Безголосые делегаты

28 января 2015, 21:00
Сегодня Совет министров ЕС соберется для обсуждения ситуации на Украине и вопроса о продлении или ужесточении санкций против нашей страны. А накануне жаркие дебаты относительно «наказания» России были в Страсбурге, на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Решался вопрос, оставлять ли нашей делегации прав

В третий день зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге полномочия российской делегации стали главной темой обсуждения. В прошлом году, после крымских событий, нашу делегацию, напомним, лишили права голоса. В результате представители России покинули сессию ПАСЕ. Вчера организация должна была решить вопрос о том, возвращать или нет нашей делегации ее полномочия. Фон для голосования оказался не самым благоприятным для российской стороны. Днем ранее ПАСЕ фактически подтвердила полномочия в качестве члена украинской делегации Надежды Савченко, проходящей в России обвиняемой по делу об убийстве российских журналистов на территории Донбасса. Сейчас она находится в российской тюрьме. Между тем на Украине ее избрали депутатом Верховной рады и членом украинской делегации в ПАСЕ – то есть России фактически предписали ее освободить.

Между тем председатель Госдумы Сергей Нарышкин категорически заявил, что освобождать Савченко может только суд в случае, если ее признают невиновной. Появившиеся было в украинских СМИ сообщения о том, что украинку все-таки отпустят в обмен на возвращение российской делегации права голоса он назвал «вбросом».

Дело Савченко является, конечно, отнюдь не единственным камнем преткновения между Россией и остальными членами ПАСЕ. Представители британской делегации, инициировавшие опротестование полномочий россиян в этой организации, настаивали на том, что наша страна нарушает свои обязательства, взятые перед Советом Европы. В частности – обязательство, касающееся неприкосновенности границ другого государства. Перу британцев принадлежала самая жесткая редакция проекта резолюции, касающаяся полномочий нашей делегации. В ней предлагалось не только лишить нашу страну права голосовать, но и запретить ей представительство в руководящих органах ПАСЕ.

Впрочем, был и другой проект резолюции, подготовленный австрийцем Стефаном Шеннахом, докладчиком по «российскому вопросу». В ней осуждалась политика России, но вместе с тем предлагалось приостановить ограничения против российской делегации. «Ни одно решение конфликта в Украине не будет возможным без полного участия и соразмерной политической воли РФ, – говорилось в тексте проекта. – Поэтому Парламентская ассамблея должна поддерживать конструктивный диалог с российской делегацией по этому вопросу, а также о соблюдении своих обязательств и обязательств перед Советом Европы».

Общему голосованию в ПАСЕ предшествовали дебаты в Комитете по соблюдению обязанностей и обязательств государствами – членами Совета Европы, где должны были, собственно, и решить, какой проект поддержать. Дебаты длились полдня. «Поправка о том, что российская делегация снова лишается права голосовать и быть представленной в руководящих органах, прошла одним голосом: 35 против 34», – сообщил замглавы российской делегации Леонид Слуцкий. По его словам, для Шеннаха такой результат оказался «неприятным сюрпризом».

По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, для России членство в ПАСЕ важно уже само по себе. «Изолироваться от международных организаций – это путь в никуда. Подходить с утилитарной меркой: эта организация не важна, мы там не будем, это неверный подход, с которым можно прийти к положению Северной Кореи», – считает он.