Posted 28 сентября 2020, 11:28
Published 28 сентября 2020, 11:28
Modified 7 марта, 14:31
Updated 7 марта, 14:31
Николай Васильев, политолог
Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха полыхнул, и, скажем честно, были все основания ожидать такого развития событий. 30 лет «ползучей» войны, постоянных обменов дипломатическими уколами, а также случавшихся время от времени локальных вооруженных столкновений рано или поздно должны были привести к залпам из башенных орудий танков. Но представлять нынешнюю военную кампанию «азербайджанским вторжением», в чем пытаются убедить мировое сообщество армянские политики, было бы неправильно. Не такого ли «вторжения», как минимум, год последовательно добивался премьер-министр Армении Никол Пашинян – в надежде решить массу своих внутриполитических проблем?
Был ли шанс избежать кровопролития, вывести переговоры по Карабаху на конструктивный путь? Небольшой, но был. Этот шанс карабахскому конфликту давало, как ни странно, стратегическое сближение России и Турции, произошедшее в последние годы. Россия, чьи интересы в Армении подкреплены, ни много ни мало, наличием военной базы, осталась, по сути, единственной силой, способной сдерживать «Сциллу и Харибду», между которыми зажата эта небольшая страна.
Сравнение Турции и Азербайджана с мифологическими скалами обусловлено мощнейшими историческими и религиозно-этническими связями этих стран. Нет никаких сомнений в том, что при любой общей угрозе «скалы» способны «схлопнуться» в единый монолит, превратив в пыль всё, что находится между ними. Однако сегодняшние отношения с большим северным соседом и для Азербайджана, и для Турции слишком важны, чтобы принимать решения без учета его позиции.
Тем не менее, военные действия начались, и, как сообщают не только азербайджанские, но и западные СМИ, поводом стал обстрел гражданских объектов со стороны военных формирований непризнанной республики Арцах (так новые местные власти назвали Нагорный Карабах в 1992 году). Надо сказать, глава Азербайджана довольно долго пропускал словесные интервенции, даже оскорбления в своей адрес, регулярно доносившиеся из Еревана, понимая, что цена ответа на подобные провокации может быть очень высокой. Теперь же, когда проармянская сторона первой применила оружие, руки у Ильхама Алиева, по сути, развязаны. Он неоднократно предупреждал нынешнего главу Армении от провокаций, и теперь, по сути, может быть свободным от обязательств.
Со своей стороны, премьер Армении Пашинян, с момента прихода к власти в результате «бархатной революции», и особенно в последние месяцы, делал, по сути, всё возможное, чтобы затормозить политическое решение конфликта и «заморозить» на неопределенное время двусмысленный статус Нагорного Карабаха – вроде как независимого, но полностью управляемого из Армении квазигосударства. Слоган «Карабах - это Армения» стал ключевым в риторике армянского лидера, обращенной, прежде всего, к Западу. А окончательным приговором многолетнему переговорному процессу можно считать «семь условий», выдвинутых Пашиняном в июле этого года.
Первым же условием – «общая система безопасности Армении и Карабаха должна быть укреплена» – премьер-министр обозначил оккупированную территорию частью своей страны, что в принципе лишало смысла любые дальнейшие переговоры о статусе НКР.
Дальше больше, вторым условием Пашинян призвал сделать временную администрацию Карабаха – тех, кого в Азербайджане называют не иначе как террористами и захватчиками – «полноправной стороной переговоров». Это условие ставит в нелепое положение не только Азербайджан, но и международных посредников, согласившихся принять участие в урегулировании конфликта между двумя субъектами международного права. А кто третий субъект, по версии Пашиняна? Никем не признанная, но вооруженная, сторона, не связанная никакими международными обязательствами. И кто в таком случае рискнет поручиться за честность и ответственность её лидеров? Кроме самого Пашиняна, разумеется…
Третье условие армянского премьера – вообще уникальный прецедент в мировой дипломатии, когда лидер одной страны обращается (пусть и заочно) к лидеру другой: «Азербайджан должен публично отречься от применения силы». Странно, что Пашинян не дополнил его библейской цитатой о готовности подставить другую щеку.
Ну, и четвертое: «переговоры будут иметь смысл, если Азербайджан готов отойти от своих максималистских требований». Именно так расценил лидер Армении претензии соседнего государства на освобождение своей территории, власть над которой вот уже почти 30 лет удерживают никем не признанные, а значит, незаконные, вооруженные формирования. Неизвестно, какая карта висит на стене в кабинете Пашиняна, но на всех картах мира, продаваемых в других странах, Нагорный Карабах обозначен как часть Азербайджана. И другой трактовки в международном праве пока нет.
Очевидно, что все подобные заявления Пашинян делал явно под нажимом своих сторонников, наиболее радикальной части армянских парламентариев, благосклонность которых позволяет ему оставаться у власти. Не менее жестко повестку вступлений премьер-министру, по всей видимости, диктуют его западные спонсоры, вроде небезызвестного фонда Сороса, и состоятельные представители зарубежной диаспоры. Революция, изменившая в 2018 году политический ландшафт Армении, оказалось, на их взгляд, похоже, недостаточно «цветной»: Пашинян не стал рвать связи с Россией (иначе лишился бы 90% электоральной поддержки в своей стране), не превратился в очередного «врага Путина», о чем наверняка мечтали многие на Западе. А это значит, что революцию нужно продолжать, и хороши все способы, включая дестабилизацию обстановки вокруг Нагорного Карабаха?
Что же касается Ильхама Алиева, он, по сути, выступает в роли обороняющейся стороны – что крайне важно, опять же, в аспекте международного права. «Наша позиция основывается на справедливости и международном праве», - сказал Ильхам Алиев, обращаясь к нации.
Военные ресурсы Азербайджана и Армении несопоставимы, причем их сравнение далеко не пользу последней. Об этом говорят многие военные эксперты. «Если оценивать военно-стратегические и экономические потенциалы Баку и Еревана, то по всем позициям в настоящее время Азербайджан превосходит Армению, причем в несколько раз – и по территории, и по населению, по объему ВВП и военного бюджета, и по количеству (а во многих случаях и качеству) вооружения и военной техники», – считает, в частности, известный политолог Михаил Ходаренок.
Но главное даже не военный ресурс, а то, что в адрес президента Ильхама Алиева и армии Азербайджана сегодня звучат слова поддержки не только в самом Азербайджане, но и со многих концов Земли, причем далеко не только из азербайджанских диаспор. Вероятно, на определенную поддержку, со своей стороны, надеется и Пашинян. Но роль армянского лидера в этой войне гораздо менее привлекательная. И в этом главная ошибка Пашиняна. Кто долго сеял ветер вражды, должен наконец пожать бурю.