Posted 26 марта 2015,, 21:00

Published 26 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

«Награда» от Гада

«Награда» от Гада

26 марта 2015, 21:00
Судья Иерусалимского мирового суда Гад Эренбург обязал полицию выплатить 10 тысяч шекелей (2,5 тысячи долларов) в качестве компенсации за неподобающие условия содержания в камере предварительного заключения 16-летнего подростка. «Неподобающие условия» выразились в том, что он спал на грязном матрасе... Такого рода суде

Суть дела, по которому вынес приговор Гад Эренбург, в том, что шесть лет назад подросток, имя и фамилия которого запрещено обнародовать, был арестован за распространение листовок с призывами оказывать сопротивление полицейским, прибывшим разрушить незаконно установленный поселенческий еврейский форпост Хават-Гилад. Тогда подростка доставили в полицейское отделение округа Биньямин и уложили спать на полу в коридоре.

В суде подросток указал, что матрас, который ему выдали, был разодран и с ужасным запахом. Несмотря на тот факт, что арест юного поселенца и последовавшая за тем неблаговидная история с ночлегом на дурно пахнущем матрасе произошла девять лет назад, в полицейском журнале этот факт был зарегистрирован. Правда, там же следовало и объяснение: мол, в камерах шел ремонт, и кроме как на полу, спать арестанту места не нашлось.

Однако адвокат бывшего арестанта Ицик Бам, подавший от имени своего клиента иск в суд, напомнил закон об уголовном процессе, где в статье девять конкретизируется «обязательное наличие в камере кровати, кондиционера и одеяла для личного пользования, а также достаточного освещения и вентиляции». Судья Эренбург согласился с мнением Бама, настаивавшего на том, что никакой ремонт не отменяет законодательства. В результате досудебной сделки полиция согласилась выплатить подростку девять тысяч шекелей и тысячу шекелей в качестве гонорара адвокату.

Что ж, таков суровый израильский закон, о требованиях которого, кстати, должны быть осведомлены и полицейские, и те, кого они берут под стражу. Основные права арестованных должны вывешиваться на видных местах в пунктах содержания. Бывает, обитатели казенных домов их читают очень внимательно и делают соответствующие выводы. Так, несколько лет назад Пинхас Ливас, по профессии тренер по боксу, обратился в суд с жалобой на стражей порядка, которые при задержании надели на него наручники. Согласно упомянутому выше закону, а также статье 47 Указания по содержанию задержанных и содержащихся в местах лишения свободы, наручники могут быть надеты только на того из них, кто может скрыться или причинить ущерб чьему-либо здоровью. А таких намерений у Ливаса не было.

Полиция в оправдание своих действий пыталась апеллировать к тому факту, что в данном случае задержанный обладает огромной физической силой и владеет боевыми приемами. Однако суд такому объяснению не внял. Кроме того, выяснилось и отягчающее обстоятельство. В полицейском отделении объяснили задержание боксера жалобой жены на оскорбления с его стороны и постоянное рукоприкладство. Однако, как оказалось, Пинхас развелся с женой много лет назад и с тех пор с ней не общался. Более того, его бывшая супруга жаловалась на совершенно другого мужчину. «В совокупности с ошибкой опознания личности, – говорится в постановлении суда, – заковывание в наручники совершенно непричастного к возможному преступлению человека является вопиющим нарушением закона».

Пинхасу Ливасу за четверть часа пребывания в наручниках полиция выплатила штраф в размере 15 тысяч шекелей. То есть по тысяче шекелей за каждую минуту пребывания в оковах! Несомненно, вердиктом суда учитывался и нервный шок, который испытал тренер по боксу. Да и вообще, как решил суд, в обознатушки полиция не должна играть. А если уж сыграла – пусть платит!

Совсем недавно выяснилось, что израильскому бюджету стражи порядка сделали серьезное «шекелепускание». Из-за полицейских проколов казна только за последние месяцы опустеет из-за выплат пострадавшим на 650 тысяч шекелей. Всего же за период с 2010 по 2014 год сумма компенсаций за «проколы» стражей закона составила 110 млн. шекелей.

На компенсации по гражданским искам идет страховка, имеющаяся у каждого полицейского. Но и сами стражи порядка, если выяснится, что «прокол» произошел по их вине, в подобных случаях страдают. Чем меньше страховка – тем на меньшую пенсию полицейский может рассчитывать. Это не говоря уж о том, что «проштрафившегося» начальство может самого оштрафовать. Или, что куда вероятнее штрафа, задержать ему присвоение очередного звания.

Естественно, речь идет только о наказаниях за гражданские иски. Если же полицейского обвинят, допустим, в рукоприкладстве, тут уж штрафом и задержкой очередного звания не отделаешься. Будет уголовное дело и суд, которых нельзя избежать, даже если жертва избиения вдруг отзовет свои претензии к обидчику.

"