Рус
Eng
Тайна, скрытая краской

Тайна, скрытая краской

25 октября 2013, 00:00
В мире
СЕРГЕЙ МАНУКОВ
В наши дни, чтобы найти старинное сокровище, вовсе не нужно отправляться на далекие острова в поисках пиратских кладов. Бесценная находка может ожидать в центре огромного европейского города. В этом раз за разом убеждаются итальянские реставраторы. Им удается находить новые работы Леонардо да Винчи – гениального мастер

На днях во время реставрации замка в самом центре Милана была найдена неоконченная фреска Леонардо да Винчи. Произошло это, можно сказать, чисто случайно – в Милане, в замке (на фото), который в конце XV века принадлежал герцогу Лодовико Сфорца. Этот человек был не только правителем города и его окрестностей, но и меценатом и покровителем талантов. По его заказу да Винчи написал знаменитую «Тайную вечерю» в столовой доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Великий Леонардо также был одним из нескольких живописцев, кому Сфорца поручил украсить герцогский замок.

Следы фрески великого живописца найдены в Saladelle Asse («комнате деревянных панелей»). Свое название она получила, как можно легко догадаться, потому что когда-то ее стены были отделаны деревянными панелями. При Сфорце эта комната, находящаяся на первом этаже башни замка, служила для приема послов. Никто не ожидал, что в замке будет найдена фреска кисти Леонардо. Не было даже точно известно, работал ли он в «комнате деревянных панелей» вообще. Имелась документально подтвержденная информация о том, что заказ на оформление потолка приемной залы Леонардо да Винчи получил в 1498 году, когда ему было 46 лет. Он сделал подготовительную работу в апреле–сентябре того же года. Но приступил ли он к созданию самой фрески, было не до конца ясно...

Уже в наши дни известные реставраторы из флорентийской Мастерской полудрагоценных камней после двухлетней подготовки начали соскабливать краску с потолка. На работу Леонардо они наткнулись после того, как сняли семь более поздних слоев краски.

На фреске изображены пышные тутовые деревья – символ мудрости. Проведенная искусствоведческая экспертиза подтвердила: ее автор – действительно тот самый великий живописец.

Судя по всему, сам Леонардо эту свою работу не очень ценил. Фреска осталась незаконченной и именно поэтому была позднее покрыта другими изображениями. Скорее всего, Леонардо не завершил свою работу по «уважительной причине»: потому что в 1499 году Милан захватили французы. Они разместили в замке казармы, а в приемной зале – конюшню.

Находки, подобные этой, не такая уж и большая редкость, как может показаться. Полтора года назад, к примеру, во флорентийском дворце Палаццо Веккьо была обнаружена пять веков считавшаяся утерянной фреска «Битва при Ангиари», на которой запечатлено сражение между флорентийцами и миланцами в 1440 году. Ее автор – также великий Леонардо. Только эта огромная фреска была найдена не случайно, а, так сказать, целенаправленно. Искусствоведы очень надеялись обнаружить ее именно в этом месте, и их надежды наконец оправдались. Работа да Винчи находилась под фреской еще одного известного итальянского художника эпохи Ренессанса – Джорджо Вазари. Между прочим, на фреске Вазари тоже изображено сражение, только при Марчиано. Эта битва, состоявшаяся в 1554 году, завершила Итальянские войны – серию кровавых конфликтов, сотрясавших север страны, в том числе во времена жизни да Винчи.

«Битва при Ангиари», по воспоминаниям современников Леонардо, начала разрушаться чуть ли не в процессе работы. И в середине XVI века ее заменили работой Вазари. Предположение, что фреска да Винчи находится под фреской Вазари, высказал почти сорок лет назад итальянский историк живописи и искусствовед Маурицио Серачини. Позднее исследования стены при помощи акустического оборудования обнаружили за «Битвой при Марчиано» узкую воздушную прослойку, но добраться до работы да Винчи смогли только в марте прошлого года.

А уже в этом году, за два месяца до обнаружения фрески в замке Сфорцы, удача улыбнулась британским реставраторам. Их находкой оказалась фреска школы прерафаэлитов. Ее обнаружили в лондонском доме английского поэта позапрошлого века Уильяма Морриса. Роспись размером 1,8х2,4 м находилась за гардеробом, в спальне хозяина дома. На ней изображены Адам и Ева, Ной, Рахиль и Иаков с лестницей.

Искусствоведы считают, что фреску могли написать в 1860–65 годах (вскоре после переезда Морриса в новый дом) четыре главных представителя братства прерафаэлитов: Эдвард Берн-Джонс, Данте Габриэль Россетти, его жена Элизабет Сиддал, а также Мэдокс Браун. Каждый из них мог изобразить по одной фигуре. Не исключено, что пятую они нарисовали сообща. Им помогал сам Уильям Моррис.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter