Posted 22 августа 2005,, 20:00

Published 22 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Шредера сдают свои

Шредера сдают свои

22 августа 2005, 20:00
До досрочных выборов в Германии, если только их проведению не воспрепятствует конституционный суд, остается меньше месяца. Последние опросы показывают, что попытка Герхарда Шредера построить кампанию на антиамериканской риторике и этим привлечь на свою сторону избирателей ничего не дала. Их настроения не на стороне кан

В минувшее воскресенье председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг заявил, что в случае поражения его партии на досрочных выборах, намеченных на 18 сентября, он поддержит идею объединения социал-демократов с ХДС/ХСС (христианские демократы) в одну большую коалицию. «Мы не хотим быть в оппозиции. Мы желаем нести ответственность за судьбу Германии», – подчеркнул Мюнтеферинг в интервью немецкой «Франкфурте Альгемайне». Подобные настроения внутри руководства СДПГ были заметны и прежде. В частности, министры финансов Ханс Айхель, экономики – Вольфганг Клемент и внутренних дел– Отто Шили утверждали, что если после выборов ни правоцентристы, ни левоцентристы не получат абсолютного большинства, то можно сформировать и их коалицию – не виданное доселе явление. Однако в минувший четверг Шредер поспешил опровергнуть такую перспективу, заявив в телевизионном интервью, что его министры «оговорились».

Вероятно, в партии канцлера «оговариваются» уже все, кроме него, потому встает вопрос: кто же в ней лишний? Есть основания полагать, что социал-демократы уже потеряли надежду на победу на досрочных выборах и еще до их исхода дистанцируются от своего лидера, серьезно рассчитывая впоследствии объединиться с христианскими демократами. Шредеру в правительстве лидера ХДС/ХСС Ангелы Меркель ничего не светит, а Мюнтеферингу, если тот гибко себя поведет, может, и перепадет местечко в кабинете министров: уж очень не хочется ему в оппозицию.

Шансы СДПГ победить на досрочных выборах действительно тают на глазах. Конечно, за июнь популярность партии выросла, в то время как ХДС/ХСС потеряла почти 10% рейтинга, однако сейчас, всего за несколько недель до голосования, процесс застопорился. Согласно последнему опросу, христианские демократы сегодня могут рассчитывать на поддержку 43% избирателей; социал-демократы – только на 29%. Когда-то третья по популярности партия «зеленых» – союзники СДПГ по коалиции – идет ноздря в ноздрю с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) – надежным партнером ХДС/ХСС. За первую готовы проголосовать 9% немцев, вторую поддерживают 8%.

Не исправил ситуацию даже старый маневр Шредера – сыграть на антиамериканских настроениях избирателей. В начале минувшей недели канцлер начал свою избирательную кампанию с предостережения президенту США Джорджу Бушу против силового решения иранской проблемы. Помнится, почти 3 года назад нынешний глава правительства пришел к власти именно благодаря его жесткой оппозиции вторжению американцев в Ирак. А вдруг Буш через год попросит немецких солдат помочь США «установить демократию» в Иране? Так вот он, Шредер, заранее против. Тактический прием, однако, большого эффекта не возымел. Как отставала СДПГ от ХДС/ХСС на 13%, так и сейчас отстает примерно на столько же.

Однако насколько велика вероятность большой коалиции между СДПГ и ХДС/ХСС после выборов? Бесспорно, такое объединенное правительство могло бы наконец провести жизненно необходимые, но крайне непопулярные в Германии реформы без угрозы потерять власть. Однако, скорее всего, из этой затеи ничего не получится. Во-первых, у двух партий, несмотря на относительную умеренность обеих, все-таки разные экономические программы, особенно в отношении реформы налогов и социального обеспечения. Во-вторых, Ангела Меркель уже не раз заявляла, что не желает коалиции с социал-демократами.



Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

– Идеологически Ангела Меркель настроена негативно по отношению к нынешней российской власти. Она симпатизирует польским консерваторам, которые готовы прийти к власти и уже определили, кто в Польше станет президентом и премьером. В случае прихода к власти в Германии христианских демократов отношения Берлина с Варшавой значительно улучшатся, поскольку обеими странами будут править близкие по духу партии. Кроме того, Меркель известна своими атлантическими симпатиями. Потому можно предположить, что связи Германии и США станут теснее. Тем не менее Ангеле Меркель придется выбирать между идеологическими и геополитическими приоритетами, последние, как известно, прагматичны. Германия является стратегическим партнером России, в нашей стране представлены интересы серьезных немецких предпринимательских кругов. И если, например, та же Польша станет добиваться от Меркель отзыва проекта североевропейского газопровода (трубопровод из России в Европу в обход Украины и Польши), то это не понравится многим. И вряд ли Меркель выскажется против этого проекта. Многое в будущих отношениях Москвы и Берлина зависит от того, будет ли создана так называемая большая правительственная коалиция в Германии. Если да, то в ней будут представлены как христианские демократы, так и социал-демократы. Последние, как известно, за нормальные отношения с Россией. Но в любом случае на уровне лидеров таких человечески добрых отношений, какие связывают Шредера с Путиным, не будет.

"