Posted 21 августа 2007,, 20:00

Published 21 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Норвегия ставит памятник невинно осужденным

21 августа 2007, 20:00
Норвегия ставит памятник невинно осужденным

Здание министерства юстиции Норвегии в Осло скоро получит необычное архитектурное дополнение. Это бюст или статуя лысого бородатого старика – покойного Фрица Моена, отсидевшего 18 лет по обвинению в двух убийствах. Как выяснилось, преступления совершил другой человек, а Фриц пострадал невинно. Реабилитация наступила через два года после его смерти. Тысячи норвежцев, сочувствующих жертве судебной ошибки, требуют установить перед минюстом страны памятник «сидельцу», как символическое напоминание судейским чиновникам о цене их непрофессиональных действий. «Множество людских судеб было сломано, попав в жернова машины правосудия, поэтому Фемида должна уступить место более современному символу – старине Фрицу, убитому системой», – утверждают в своем воззвании правозащитники – инициаторы этой акции.

Судьба человека, который может стать воплощенным в камне укором норвежским законникам, была трагичной от рождения и до смерти. Фриц родился в 1943 году от норвежки и немецкого капрала, погибшего год спустя в России. Мать отказалась от ребенка, родившегося глухим и с парализованной правой рукой. После войны маленький инвалид превратился в одного из тысяч «немецких ублюдков», на которых соотечественники вымещали злость на захватчиков, накопившуюся за годы оккупации («НИ» уже писали об этом печальном феномене). Фриц стал одиноким бродягой. Когда в конце 1970-х годов тихий норвежский город Тронхейм потрясли убийства двух 20-летних студенток (предварительно изнасилованных) Сигрит Хеггхейм и Торунн Финстад, подозрение пало на Моена. Газеты требовали найти и покарать убийцу, на полицию оказывалось политическое давление, и судьба несчастного была предрешена.

К счастью, по выходе из тюрьмы Моену помогла бульварная газета «Смотри и слушай». Редакция этого издания наняла частного детектива, который сумел доказать его непричастность к первому из убийств. Детектив начал подбираться ко второму, но дожить до реабилитации инвалид не успел – он умер год спустя. А в декабре 2005 года один из стариков, доживавших последние дни в больнице того же Тронхейма, вдруг признался в обоих убийствах. Была произведена новая техническая экспертиза, и анализ ДНК подтвердил, что обеих девушек изнасиловал и задушил именно он.

На могильной плите Фрица Моена были выбиты слова «Там, куда ты сейчас попал, тебя никто не обидит». Однако норвежцам, принявшим участие в деле униженного и всеми отвергнутого бродяги, такой надписи показалось мало.

"