Posted 20 февраля 2005,, 21:00

Published 20 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Война и мир Джорджа Буша

Война и мир Джорджа Буша

20 февраля 2005, 21:00
Вчера президент США Джордж Буш прибыл в Брюссель, отсюда начинается его европейское турне. Сегодня он проведет переговоры с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером и президентом Франции Жаком Шираком. Глава Белого дома посетит также Германию, а затем Словакию, где 25 февраля состоится его саммит с Владимиром Путиным. Пер

Визит в Брюссель продлится три дня. Во вторник Буш позавтракает с премьером Великобритании, затем примет участие в заседании Совета НАТО на высшем уровне. В штаб-квартире альянса у главы Белого дома запланированы двусторонние встречи с премьером Италии и президентом Украины, который был приглашен в Брюссель, хотя Украина пока не член НАТО.

Поездке Буша предшествовали недельное турне госсекретаря США Кондолизы Райс по Европе и Ближнему Востоку, а также визит министра обороны Дональда Рамсфелда в Ниццу и в Мюнхен на конференцию по безопасности. Все эти шаги американской администрации обозначили: Штаты жаждут вернуться к прежнему уровню сотрудничества с Европой, который был подорван разногласиями из-за войны в Ираке. Не случайно Райс старалась обходить противоречия в американо-европейских отношениях и подчеркивала «общие задачи». То же рвение демонстрировал и сам Буш: «Америка и Европа – столпы свободного мира», – провозгласил президент в еженедельном радиообращении перед визитом. Глава Белого дома подчеркнул, что у Европы и США «разные точки зрения» на ряд вопросов, «но сейчас важно отбросить эти противоречия».

Впрочем, пока трудно предсказать, насколько крепко «пожмут» европейцы протянутую им руку. Слишком сложны процессы, происходящие сейчас в ЕС. Старушка Европа, омолодившаяся новыми членами союза, не так уж едина в своем отношении к Штатам. С одной стороны, Франция и Германия дали понять, что к прежним отношениям с США не хотят возвращаться. С другой стороны, ЕС продолжает расширяться, и в этом расширении таится не только сила, но и слабость. Новые, в том числе потенциальные члены союза из Восточной Европы куда покладистей по отношению к Штатам. Напрашивается вывод: Европа еще не сделала выбора, она еще взвешивает. К тому же она сама во взвешенном состоянии: череда референдумов и голосований по евроконституции, начавшаяся вчера с Испании, растянется на год и может быть вообще сорвана, например Великобританией, которая голосует последней. Штаты, таким образом, работают на перспективу: они готовятся к «дружбе», но с той Европой, которая будет после утверждения или неутверждения конституции.

В этом контексте российско-американский саммит в Братиславе имеет, скорее, вспомогательное значение: его ход и стилистика во многом будут зависеть от переговоров в Брюсселе. Ожидается, правда, что Буш задаст Путину «неудобные вопросы» – например, о назначении губернаторов и о том, не грозит ли России авторитарный режим. Этого следует ожидать, тем более что всю прошедшую неделю напряженность в российско-американских отношениях лишь нарастала. Райс, а вслед за ней советник президента по национальной безопасности Стивен Хедли заявили, что «США обеспокоены внутренним развитием России». А в пятницу группа сенаторов внесла в верхнюю палату конгресса проект резолюции о приостановке членства России в «большой восьмерке» из-за нарушения властями страны базовых демократических принципов. Даже если будет соблюден весь ритуал, характерный для таких встреч, на стратегического союзника США Москва сегодня не тянет.



Зачем Россия дразнит Буша?

Похоже, на саммите двух президентов в Братиславе 24 февраля, помимо прочих конфликтных тем, появится еще одна – ближневосточная. Впрочем, она вряд ли оттеснит на второй план уже подготовленные и заявленные американцами сюжеты – такие, как свобода слова или положение дел с демократией в России и СНГ. Согласно информации из Вашингтона, неоконсерваторы из окружения Буша требуют, чтобы президент США обсудил эти темы с Путиным в обязательном порядке, причем жестко – тоном пионервожатого.

Так оно или нет, но шаги, предпринятые Белым домом и Кремлем в последние недели, напоминают стилистику того времени, которое вошло в историю под названием «холодной войны». Что касается США, то поле игры известно – «подвешенный» процесс по делу ЮКОСа в Хьюстоне, который может в любой момент дать старт мощной антироссийской кампании; «рекомендации» по свободе слова и назначений губернаторов в РФ; активная поддержка новых лидеров на постсоветском пространстве. Кремль предпочитает отвечать неожиданными шагами в «чувствительных» для США областях.

Так в минувшую пятницу, вдобавок ко «всему прочему», президент Путин принял в Москве секретаря Высшего совета нацбезопасности Ирана Хасана Роухани. Да еще подчеркнул: «Мы будем продолжать сотрудничество с Ираном во всех сферах, в том числе в области ядерной энергетики». И это – после заявлений США и Израиля о том, что коварный Иран создает ядерную бомбу при помощи российских специалистов, которые строят АЭС в Бушере.

Другой эпизод. Несколько дней назад стало известно, что Москва намерена продать зенитно-ракетные комплексы ближнего радиуса действия «Стрелец» еще одному недружественному Америке государству на Ближнем Востоке – Сирии. Именно ее, напомним, американцы обвиняют в поддержке и снабжении оружием антиамериканских сил в Ираке.

Для чего же Москва все это делает? Не слишком ли опасна такая игра на обострение в мире, где осталась только одна сверхдержава?

Большинство западных комментаторов склоняются к тому, что не слишком. Даже если Путин перед саммитом специально дразнит Буша, считают они, это не значит, что «торг не уместен». Не только русских, указывают в Европе, задевает менторский тон, которым пытается говорить с миром новое окружение американского президента. Задевает он и благополучную Европу, которой вовсе не грозят «оранжевые революции» вблизи от собственных границ.

Так почему же, возникает вопрос, русские должны признавать жизненные интересы США в Афганистане или Иране, когда американцы отказываются признавать интересы Москвы на Украине, в Молдавии или в Грузии? И если у Америки возникают проблемы на Ближнем и Среднем Востоке, почему Россия должна с ними считаться?

Судя по всему, американо-российские трения перед саммитом – не более чем игра друг у друга на нервах. До начала саммита в Братиславе еще есть время, за которое могут измениться и повестка дня будущей встречи, и тон переговоров.

Не случайно же в воскресенье, уже после информации о «ракетных переговорах» с Сирией и иранском визите в Москву, во влиятельной «Вашингтон пост» появилась статья, так сказать, миротворческого характера. В ней четко указывается, что Совет национальной безопасности при президенте США рекомендовал Бушу не менять линию, которая проводилась им в отношении России в течение его первого президентского срока. Газета также ссылается на неназванных представителей администрации Буша, которые сейчас указывают, что «чрезмерная фокусировка на внутренней ситуации в России могла бы помешать другим важным приоритетам США».

Иными словами, поле для торга обозначено. Осталось только договориться о ценах.

Андрей ПРАВОВ

"