Posted 19 июля 2015,, 21:00

Published 19 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Кнутом и пряником

19 июля 2015, 21:00
Одна из трех правительственных партий Норвегии – «Венстре» выступила на прошлой неделе с радикальным предложением, ставшим новостью номер один в автомобильном мире. Эта партия, уже получившая принципиальную поддержку экспертного сообщества и коллег по правительству, заявила, что Норвегия должна стать мировым лидером по

«К 2025 году вполне возможно полностью избавиться от машин на дизтопливе и бензине, полностью перейдя на экологичную альтернативу», – заявил в интервью новостному агентству NTB один из руководителей «Венстре» Ола Эльвестуен.

По словам норвежского политика, в его стране уже созданы необходимые предпосылки для отказа от автотранспорта на традиционных видах топлива. Остается лишь подстегнуть уже начавшийся процесс.

По состоянию на май 2015 года в стране фьордов среди всех личных машин 15,5% составляли электромобили. В мае 2014-го их было 10,9%. Инициаторы перевода Норвегии на электротягу считают, что к следующему году вполне реально довести количество экологически чистых машин до четверти среди всего автопарка, а к 2020 году их будет почти половина. «Мы не собираемся действовать методом грубого принуждения. Метод «кнута и пряника» в самой мягкой форме поможет реализации поставленной задачи», – полагает Эльвестуен.

«Пряник» заключается в уже принятой властями Осло, Тронхейма и еще нескольких городов программе поддержки электромобилей. Их владельцам предоставляются бесплатные парковочные места на коммунальных стоянках, они могут ездить по полосам, отведенным для общественного транспорта, зарядка батарей бесплатна, кроме того, коммуны субсидируют строительство сети зарядных станций (только в Осло до конца года должно появиться 500 штук).

Что же касается «грязных» авто, то в их отношении уже применяются санкции. Например, в определенные дни в Осло запрещен въезд машин с дизельными двигателями, все «грязнули» должны платить налог за въезд в центр норвежской столицы и ряд других городов. Как стало известно газете Vеrdens Gang, сторонники «мягкого» стимулирования перевода норвежского автотранспорта на экологические виды топлива победили «ястребов», предлагавших уже в этом году ввести запрет на продажу машин с двигателями внутреннего сгорания.

«В нашем намерении отказаться от бензина и дизтоплива нет ничего фантастического. Ведь в Бразилии в конце концов 80% машин ездят на альтернативном топливе, там это биоэтанол», – прокомментировал в интервью Verdens Gang готовящийся законопроект один из его авторов – парламентарий Трулс Викхольм.

Эксперты департамента природы, проанализировав радикальное намерение правительства, пришли к заключению, что «автореволюция» вполне возможна. Два с половиной миллиона машин с двигателями внутреннего сгорания, разъезжающие по дорогам Норвегии, безболезненно для общества уйдут в прошлое, если их замену на электромобили включить в более широкий план реформ. Они должны включать в себя и развитие сети скоростных железных дорог, и стимулирование сокращения количества и протяженности поездок людей за счет улучшения качества городского планирования, и поощрение велосипедных поездок. Все эти направления, стоит заметить, уже получили государственное и региональное финансирование.

Способствует реализации планов энтузиастов электротяги и изменение политики основных мировых автопроизводителей в последние годы. Еще недавно они сопротивлялись переходу на альтернативные виды топлива. К примеру, корпорация Ford, купившая в 1999 году норвежскую фабрику по производству популярных в этой стране двухместных электромобилей Think, вскоре свернула их производство. Сотни авто, находившихся в лизинге, были отозваны в США для уничтожения, несмотря на протесты пользователей, желавших выкупить своих «железных коней». «Продажа машин принесет прибыль в 4–5 млн. долларов, что не окупит затрат на создание сервисной системы и на строительство фабрик по производству запчастей», – объяснял Ford свои действия разъяренным норвежцам, увидевшим в этом поступке очередной акт затянувшейся драмы по изгнанию с рынка экологичных авто. Сегодня и Ford, и другие автогиганты поняли, что бесполезно «плевать против ветра», и соревнуются друг с другом за растущий рынок электромобилей и гибридов.

"