Posted 17 ноября 2010,, 21:00

Published 17 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:33

Updated 8 марта, 06:33

Остров несогласных

17 ноября 2010, 21:00
Вслед за Грецией в еврозоне появился еще один источник распространения финансового кризиса – Ирландия. Правда, с «кельтским тигром», как называли эту страну, считавшуюся последние годы европейским эталоном стремительного экономического развития, ситуация несколько иная. Если греки умоляли ЕС и МВФ спасти их от дефолта,

Выступая в ирландском парламенте, премьер-министр Брайан Коуэн заверил, что страна не нуждается в помощи извне. Правительство, по его словам, профинансировало экономику и финансовую систему в достаточном объеме, так что до следующей весны никаких дополнительных денег не понадобится. Складывается парадоксальная картина – Европа боится, что кризис в Ирландии больно ударит по другим странам Старого Света, а в Дублине призывают не паниковать и говорят, что ситуация не такая уж и страшная.

На брюссельской встрече министров финансов 16 стран еврозоны были определены даже размеры возможной помощи Ирландии – до 100 млрд. евро (136 млрд. долларов), то есть немногим меньше, чем решено выделить Греции. ЕС готов оказать помощь Дублину в считанные дни, обещает глава недавно созданного общеевропейского агентства по оказанию срочной финансовой помощи проблемным странам Клаус Реглинг. Однако Ирландия, несмотря на оказываемое давление, обращаться за помощью не собирается, а помогать насильно, согласно принятым в Евросоюзе правилам, нельзя.

Все дело в том, что ирландские политики не хотят делиться экономическим суверенитетом своей страны с Международным валютным фондом. Ведь перед тем, как ехать в Брюссель, представитель правительства Финляндии, например, прямо заявил, что Дублин должен будет подчиниться требованиям МВФ. О том же, но уже в Брюсселе говорил и министр финансов Нидерландов Ян Кес де Ягер. А вот в ирландском правительстве не устают напоминать, к чему приводит помощь МВФ, ссылаясь на ряд примеров из недавней истории, особенно на греческий.

Нельзя сбрасывать со счетов и национальную гордость ирландцев, которые не хотят ни от кого зависеть. «Не вижу причин, которые заставили бы нас согласиться на получение полномасштабной помощи от МВФ или ЕС», – заявил министр по делам Европы этого островного государства Дик Роше. Министр финансов Брайан Ленихан тоже подчеркивает, что Дублин не готов искать финансовую помощь у ЕС и МВФ, несмотря на гигантский бюджетный дефицит и очень высокие процентные ставки по гособлигациям. Единственное, на что пока удалось уговорить ирландцев – это прием делегации брюссельских экспертов, которые на месте изучат состояние их финансовой системы. Но в Еврокомиссии боятся, что проблемы Ирландии перекинутся на другие проблемные страны еврозоны, в частности на Испанию, Португалию и Италию. Если такой же финансовый кризис начнется в Испании, обладающей одной из крупнейших на континенте экономик, под вопросом окажется само существование евро. Понятно, почему президент ЕС Герман ван Ромпей называет кризис в Ирландии «решающим фактором» для объединенной Европы и общей европейской валюты.

Конечно, в Брюсселе правы в том, что положение Ирландии очень тяжелое. Достаточно сказать, что бюджетный дефицит, составлявший в конце 2009 года 14,3%, по прогнозам, к концу 2010-го вырастет более чем вдвое и достигнет 32% – рекорда для послевоенной Европы. Однако в Дублине считают, что главная проблема страны в другом – в низкой ликвидности ирландских банков, выдавших за 10 лет строительного бума очень много сомнительных кредитов на рынке недвижимости и теперь вынужденных списывать десятки миллиардов евро на убытки. Правительство надеется спасти финансовую систему страны, закачав в банки до 50 млрд. евро.

Бороться же с дефицитом бюджета правительство надеется так же, как в других странах, при помощи жесткой экономии. К уже объявленному в октябре сокращению госрасходов на 15% на днях решено добавить еще одно – на 15 млрд. евро. По вопросу экономии никаких расхождений с требуемой МВФ программой действий получателей помощи у Дублина нет. Однако Ирландия, несмотря на давление извне, по-прежнему отказывается поднимать налог на прибыль предприятий и корпораций, составляющий 12,5% и являющийся одним из самых низких в Европе.

"