Posted 15 августа 2016,, 10:49

Published 15 августа 2016,, 10:49

Modified 7 марта, 11:50

Updated 7 марта, 11:50

Два бокала вина перечеркнули карьеру шведского министра

Два бокала вина перечеркнули карьеру шведского министра

15 августа 2016, 10:49
Швеция вновь удивила мир своей жесткостью в отношении высокопоставленных чиновников. На прошлой неделе подала заявление об отставке министр школьного образования Аида Хаджалич, задержанная полицией за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.

Хаджалич возвращалась в Стокгольм после посещения концерта в Копенгагене и во время полицейской проверки на шведской стороне Эресундского моста, соединяющего Данию и Швецию, «выдула» в алкометр чуть выше 0,2 промилле – допустимой в стране границы для вождения.

«Я выпила два бокала вина и думала, что по прошествии четырех часов метаболизм сделает свое дело и алкоголь исчезнет из организма. Я глубоко сожалею о случившемся. Это был самый необдуманный поступок в моей жизни», – прокомментировала Хаджалич свое задержание.

Премьер-министр Стефан Ловен назвал случившееся «серьезным нарушением» и не пытался отговорить Хаджалич от решения уйти со своего поста.

«Закон есть закон, перед ним все равны. Вождение в нетрезвом состоянии – серьезное правонарушение. Министр подала в отставку, показав этим, что является мужественным и ответственным человеком», – заявил Ловен.

Аида Хаджалич приехала в Швецию шестилетним ребенком, спасаясь от войны в бывшей Югославии. Дочь беженцев сделала на новой родине блистательную политическую карьеру, став в 2014 году самым молодым в истории страны министром тогда ей было 27 лет.

Девушка из Боснии, семья которой исповедует ислам, оказалась удачным приобретением для социал-демократической партии, привлекая на сторону этой партии сотни тысяч шведских мусульман.

Ульф Бьерельд, один из руководителей социал-демократов, признался, что уход Хаджалич стал ударом по партии: «Аида была ярким политиком, ей симпатизировали многие вне зависимости от партийной принадлежности».

Шведские аналитики, комментируя уход Хаджалич, отмечают, что это второй «прокол» правящего левого блока, связанный с назначением мусульман на высшие государственные посты. В апреле был вынужден подать в отставку министр по делам жилищного рынка Мехмет Каплан, представитель союзной с социал-демократами экологической партии.

Причина его отставки, как и в случае с Хаджалич, была по меркам многих европейских государств, не слишком значительной. Газетчики сфотографировали министра в обществе с одним из руководителей турецкой радикальной организации «Серые волки».

Европейские СМИ, обсуждая отставки Каплана и Хаджалича, говорят о «лютеранской» политической культуре Швеции, требующей строгого наказания даже за ничтожные, на взгляд южноевропейцев, нарушения. При этом вспоминают скандальный уход несколько лет назад заместителя премьер-министра Моны Салин, которую прочили на пост главы кабинета министров.

Ее обвинили в покупке на служебную кредитную карточку нескольких упаковок шоколада «Таблерон». Смехотворный, на первый взгляд, проступок, заставил Салин распрощаться с надеждами на высший пост в стране.

«Да, шоколадки сами по себе ничего не значат. Но тот факт, что она купила их на государственные средства показывает, что Мона Салин не может проводить четкую границу между своим и чужим. Это делает ее кандидатуру опасной для страны на высших постах», - обсуждали причину ухода вице-премьера аналитики.

Так же выглядят и аргументы тех, кто приветствует отставки двух мусульманских министров. Каплан, на взгляд его критиков, нарушил один их основных принципов демократии, проявив симпатию к организации, пренебрегающей европейскими ценностями. Хаджалич, в свою очередь, не имеет морального права требовать от старшеклассников ведения здорового образа жизни, отказа от алкоголя и наркотиков, поскольку сама продемонстрировала пренебрежение к закону.

Тысячи ее приверженцев, не осуждая сам факт ухода министра, призывают парламент пересмотреть жесткий шведский закон о вождении автомобиля в нетрезвом состоянии. В подавляющем большинстве стран ЕС нижняя граница составляет 0,5 промилле, что, на взгляд многих шведов, куда гуманнее по отношению к людям.

«Шведский министр расслабилась в либеральной Дании и поплатилась за это», – съязвила датская газета Politiken, сыграв на давних представлениях соотечественников о том, что в соседней Швеции население живет в тисках непосильных моральных норм. В Дании нижний предел содержания алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле. Делай карьеру Хаджалич в этой стране, ее будущему ничто бы не угрожало. Единственным утешением бывшего министра стало то, что ей не придется отправиться за решетку или лишиться прав. 0,2 промилле в крови водителя, согласно закону, предусматривают «предупреждение». Повторное нарушение карается изъятием прав и лишением свободы.

"