Posted 13 декабря 2004,, 21:00

Published 13 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Огни небольшого города

Огни небольшого города

13 декабря 2004, 21:00
Не так давно абсолютно локальный, этот праздник стал одним из главных культурных рандеву Европы. Но древний ритуал сохранился. 8 декабря жители Лиона, в котором, как известно, текут три реки (две реальные – Рона и Сонна и одна винная – Божоле), зажгли на своих подоконниках миллионы свечей.

Ежегодный Праздник света (или Праздник огоньков) лионцы отмечают с 1852 года. В тот год на холме Фурвьер строили часовню Святой Анны, в которой 8 сентября предполагалось установить позолоченную статую Святой Девы Марии. Однако стихия разбушевалась – на три месяца зарядили дожди, все лионские реки (за исключением винной) вышли из берегов – словом, Лион затопило. Вопреки стихии жителям все-таки удалось в назначенный день поднять статую на часовню. Тут грянула гроза: из-за полумрака, царившего в городе, статую Девы Марии невозможно было разглядеть. Тогда все жители Лиона поставили на подоконники свечи и лампы – и осветили ее. Католические священники заявили, что это чудо.

Это событие сразу же стало политическим – католическая церковь назвала 8 декабря праздником и противопоставила его 14 июля – Дню взятия Бастилии, нынешнему официальному празднику республиканской Франции. Деву Марию, таким образом, противопоставили символу революции – Марианне, но ненадолго. Уже к концу XIX века французы разобрались в своих революциях и отказались противопоставлять их символы. А лионский праздник начал стремительно превращаться в Выставку света, в котором свое место нашли цветовые шоу и религиозные церемонии.

Нынешние масштабы лионского светопреставления поразили даже тех, кто видел его в предыдущие годы. В город приехали 3 млн. гостей – это в 6 раз больше, чем местных жителей. Художники света со всего мира установили на улицах и площадях диковинно звучащие и сверкающие скульптуры. Огромные прожекторы жонглировали всеми цветами радуги на площади Якобинцев и на средневековых соборах, а гигантские прожекторы проецировали специально снятые фильмы на стены зданий. Все это отражалось в водах Роны – и тогда казалось, что город превратился в переливающийся огнями космический корабль. Поневоле ставшие командой этого корабля, люди заполнили все трюмы и палубы. Продолжалось все это четыре дня, хотя правильнее было сказать, что четыре ночи.

"