Posted 8 ноября 2015,, 21:00

Published 8 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

Зимняя ночевка в палатках

Зимняя ночевка в палатках

8 ноября 2015, 21:00
Десятки тысяч беженцев, достигших южных рубежей Европы, пробираются дальше на север, в Швецию и Норвегию. В этих странах их ждут, гласит народная молва, там дадут щедрое социальное пособие и комфортабельное жилье. Действительно, так и было до недавнего времени. И вот поворот на сто восемьдесят градусов. Стокгольм и Осл

Министр миграции Швеции Морган Юханссон заявил, что страна достигла предела возможного: мест для временного размещения беженцев нет, им придется встречать холодную скандинавскую зиму в палатках. «Оставайтесь в Германии, не пытайтесь идти дальше. Здесь вам не дадут крышу над головой», – заявил министр на пресс-конференции, прошедшей в конце прошлой недели. Министр не скрывал, что пытается послать сигнал людям, мечтающим добраться до Швеции. Юханссон подкрепил свои слова видеорядом, продемонстрировав журналистам снимки унылых рядов палаток, засыпанных снегом. «Страшилка» была призвана отпугнуть от Швеции теплолюбивых представителей стран третьего мира, однако оказалась не так уж далека от действительности. Официальный Стокгольм, желая показать серьезность ситуации, отказался выделить жилье для сотен иммигрантов, прибывших в последние дни. Их разместили на ночь прямо на полу в офисах миграционного ведомства. Шведские СМИ, комментируя жесткую риторику правительства, отмечают, что ситуация действительно критическая. Ежедневно в десятимиллионную Швецию прибывают порядка полутора сотен беженцев. В этом году их число превысит 200 тысяч человек. «У правительства есть два пути. Принять всех желающих и, как следствие, значительно ухудшить условия жизни собственного населения, или попытаться уменьшить поток мигрантов. Обе тактики взрывоопасны», – отмечает газета Dagens Nyheter.

Действительно, даже робкая попытка правительства сказать беженцам «нет» вызвала правительственный кризис. Экологическая партия, входящая в коалицию с правящими социал-демократами, назвала заявление министра миграции неоправданно жестоким. По мнению «зеленых», Швеция в состоянии разместить всех желающих. Для этого надо предоставить гражданам возможность открыть двери своих квартир для беженцев. Правительство, как считают «зеленые», должно выплатить компенсацию в размере 2000 крон (около 200 евро) людям, отдавшим нуждающимся комнату в своей квартире. Руководство Экологической партии уверяет, что такая программа позволит сэкономить более сотни миллионов евро бюджетных денег, а также будет способствовать быстрой интеграции представителей иных культур в шведское общество. Социал-демократы холодно отнеслись к инициативе союзников, посчитав ее непродуманной и наивной. Беженец в частной квартире повлечет за собой целую цепь неразрешимых юридических проблем. Что будет, если «гость», не успевший получить вид на жительство, уничтожит или украдет имущество хозяина, а то и нападет на него?

Глава кабинета министров Стефан Ловен заявил, что будет пытаться договориться на следующей неделе с ЕС о «равномерном» распределении беженцев по европейским странам, а также о солидарной ответственности государств в преодолении последствий гуманитарной катастрофы. Однако он признал, что шансы достичь единства малы, и потому Швеции придется самостоятельно искать выход из тупика.

В ситуации, подобной шведской, оказалась соседняя Норвегия. Несмотря на то, что эта страна считается самой богатой в Старом Свете, официальный Осло заявил, что государство не справится с бесконтрольным наплывом переселенцев. Как стало известно норвежским СМИ, на этой неделе состоится экстренное заседание правительства и парламента, на котором обсудят возможность закрытия границы с Россией. Пограничный переход на Кольском полуострове стал в последние недели популярным транзитным пунктом для беженцев. В этом году его пересекли около 3000 велосипедистов (по закону, пересечение российско-норвежской границы возможно лишь на колесах). Львиная доля беженцев здесь – афганцы. Министерство юстиции предлагает применить закон 1940 года, принятый накануне вторжения нацистской Германии в Норвегию. Согласно этому закону, правительство в чрезвычайной ситуации имеет право ограничить доступ иностранцев в отдельные районы страны.

"